Электронный мониторинг в РС (Я): проблемы и ресурсы Алексеева Г.И., директор АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК, д.п.н. 1
В статье 97. «Информационная открытость системы образования» п.2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. «…информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности…» 2
В этом году направления электронного мониторинга расширились 1.«Реализация НОИ «Наша новая школа»; 2. «Введение ФГОС НОО», 3. «Модернизация региональной системы образования», 4. «Повышение заработной платы работников образования» 5. Мониторинг развития качества образования на основе сведений о состоянии объектов оценивания во взаимосвязи с внешними факторами. 6. Мониторинг внедрения механизмов нормативного финансирования задания учредителя на реализацию основных образовательных программ общего образования 7. Мониторинг качества основного общего образования 3
Направление ЭМ «Повышение заработной платы работников образования». Целью мониторинга является определение взаимосвязи действующей системы оплаты труда, нормативного- подушевого финансирования в субъектах РФ и заработных плат работников образовательных учреждений. Основные показатели данного мониторинга следующие: -динамика средних зарплат (с учетом категорий персонала, квалификационных категорий); - дифференциация в оплате труда; - контроль за доведением ЗП в целом до средней зарплаты в экономике субъекта. 4
Результаты на 19 февраля 2013 г. по заполнению отчетов по 2 таблицам: «Заработная плата работников образовательного учреждения» и «Заработная плата учителей» Средняя начисленная зарплата учителей за отчетный период (январь 2013 г.) Среднемесячная начисленная ЗП работников по экономике (январь 2013 г.) Разница 35006,58 руб. Недостаточная сумма (вручную работники Центра исправляют ошибки операторов ОУ Вилюйского, Олекминского улусов, которые допустили снижение данных, чем данные, которые предоставлены ими в МОРС (Я)) 35342,3 руб.335,32 руб. 5
Районы, предоставившие некорректные данные Улусы Среднемесячная начисленная ЗП учителей за 2012 г. Среднемесячная начисленная ЗП учителей за январь 2013 г. (данные электронного мониторинга) Среднемесячная начисленная ЗП учителей за январь 2013 г. (данные МО РС (Я)) Разница Верхневилюйский улус (район) , ,18773,47 Верхнеколымский улус (район) , ,428257,15 Вилюйский улус (район) , ,24285,54 Мегино-Кангаласский улус , ,362962,85 Момский район , ,064809,13 Намский улус , ,591932,98 Олекминский район , ,646664,52 Сунтарский улус (район) , ,48 Усть-Алданский улус (район) , ,54621,38 Эвено-Бытантайский национальный улус (район) , ,21 6
Показатель «Среднее количество часов по тарификации на одного учителя в отчетном месяце» по республике - 93, 44 часов Улусы Количество часов по тарификации на одного учителя Алданский район 1058,42 Анабарский улус (район) -22,13 Городской округ Жатай 11630,53 Жиганский улус 69,84 7
Показатель «Минимальная заработная плата учителя на ставку» по республике составила – 4611 руб. (должно быть в 2013 г. не менее 8544 руб.). Улусы Минимальная заработная плата учителя на ставку Вилюйский улус (район) 4947 городской округ Якутск 4611 Кобяйский улус (район) 5888 Усть-Алданский улус (район) 4650 Сунтарский улус (район) 7525,46 Олекминский район 7400 Намский улус 7205 Мегино-Кангаласский улус 7029 Алданский район
Регламент сбора отчетных данных в системе электронного мониторинга в I квартале 2013 г. Название отчетаНаправление мониторинга Источник данныхГенерация в кабинеты Автоматизированн ый(е) расчет(ы) Проверка достоверности, анализ Ежемесячные отчеты 1.Базовая: «Сведения об образовательном учреждении (структура)» МРСО, ННШ, ФГОС, НСОТ, АСЦ, Г(М)З ОУ1 числа каждого месяца 11,16,20 числа каждого месяца 11 – 20 числа каждого месяца 2.Базовая: «Сведения об образовательном учреждении (контингент)» МРСО, ННШ, ФГОС, НСОТ, АСЦ, Г(М)З ОУ1 числа каждого месяца 11,16,20 числа каждого месяца 11 – 20 числа каждого месяца 3.Сведения о заработной плате учителей МРСО, ННШ, НСОТ, Г(М)З ОУ1 числа каждого месяца 11,16,20 числа каждого месяца 11 – 20 числа каждого месяца 4Заработная плата работников образовательных учреждений НСОТ, ННШ, Г(М)З ОУ1 числа каждого месяца 11,16,20 числа каждого месяца 11 – 20 числа каждого месяца Квартальные отчеты 5.Аттестация работников образовательных учреждений ННШ, МРСООУ14 марта, заполнение 14 апреля -- (в 2 квартале, апреля) апреля 6.Повышение квалификации и/или профессиональная переподготовка в соответствии с ФГОС ННШ, МРСО, ФГОС ОУ14 марта, заполнение 14 апреля -- (в 2 квартале, апреля) апреля 7.Дистанционное обучение учащихся МРСО, ННШОУ14 марта, заполнение 14 апреля -- (в 2 квартале, апреля) апреля 9
Районы, не предоставившие отчеты к сроку Жиганский район МОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа МОУ Кыстатыамская средняя общеобразовательная школа им. Н.В. Шемякова Сунтарский район МОУ Толонская начальная общеобразовательная школа ГОУ Образовательные учреждения субъекта РФ / Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Республиканская специальная (коррекционная) школа – интернат 2 VIII вида для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Образовательные учреждения субъекта РФ / Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат V вида» Образовательные учреждения субъекта РФ / ГОУ Чернышевская кадетская школа-интернат 10
Направления ЭМ «Реализация НОИ «Наша новая школа» и «Введение ФГОС НОО» Целью мониторинга является определение эффективности реализации основных направлений НОИ «Наша новая школа» в общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и условий по введению ФГОС. 11
Нестыковка данных по показателям НОИ ННШ Параметры 2011 г г г. исправленный 2.3 Среднее количество часов в неделю внеурочной деятельности в классах начальной школы, обучающихся по ФГОС, за счет: 5,591 ч бюджетного финансирования 4,977 ч. 16,983 ч.17,027 ч внебюджетного финансирования 0,614 ч. 0,5 ч.0,499 ч сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования 17,483 ч.17,527 ч. 2.6 Среднее количество часов в неделю внеурочной деятельности в классах основной школы, обучающихся по ФГОС в пилотном режиме, в том числе, отведенных на направления: 8,864 ч.10,304 ч. 12
Нестыковка данных по показателям НОИ ННШ Параметры 2011 г г г. исправленный 2.8 Доля обучающихся по ФГОС (в общей численности обучающихся по ФГОС), которым обеспечена возможность пользоваться в соответствии с ФГОС: учебным оборудованием для практических работ 74,63 % 72,97 %75,55 % интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.) 74,39 % 69,84 %78,42 % 3.1. Всероссийская олимпиада школьников По всем параметрам нестыковка с данными МО РС (Я) 5.9 Доля детей-инвалидов, получающих образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей- инвалидов, которым показано обучение на дому 24,97 % 28,32 % Нестыковка с данными МО РС (Я) 37,79 % 13
Нестыковка данных по показателям НОИ ННШ Параметры 2011 г г г. исправленный 5.14 Количество школ, в которых в отчетном году проведен капитальный ремонт 85 шк. 80 ед.142 ед Доля общеобразовательных учреждений, в которых осуществляется реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания (от общего количества общеобразовательных учреждений) 48,31 % 44,97 %50 % 6.9 Доля школьников, обучающихся в зданиях, в которых обеспечено медицинское обслуживание, включая наличие лицензионных медицинских кабинетов и не менее 1 квалифицированного медицинского работника, в том числе: 73,26 %72,51 %79,08 % 14
Характерные ошибки, операторов МУО, не проверяющих и не анализирующих, сопоставляя данные прошлого и настоящего года. Доля обучающихся по ФГОС (в общей численности обучающихся по ФГОС), которым обеспечена возможность пользоваться в соответствии с ФГОС: - учебным оборудованием для практических работ Улусы2011 г.2012 г. Амгинский108,38%98,02% - интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.) 116,76%69,02% учебным оборудованием для практических работ Аллаиховский163,64%7,43% - интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.) 163,64%18,92% учебным оборудованием для практических работ Верхоянский88,1%81,73% - интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.) 59,05%27,68% 15
Нестыковка данных ЭМ по сведениям капитального ремонта с данными МО РС(Я) ПараметрУлусы2012 г. по данным ЭМ 2012 г. исправленный по данным МО РС (Я) Количество школ, в которых в отчетном году проведен капитальный ремонт Алданский112 Аллаиховский13 Ленский410 Оймяконский25 Таттинский03 16
Выводы и замечания: Низкий уровень контроля со стороны руководителей ОУ, начальников УО; Наблюдается текучесть операторов на всех уровнях, что показывает безответственное отношение к подбору кадров; Низкий уровень исполнительской дисциплины операторов, некорректное (механическое) введение показателей, без анализа и сопоставления данных. Не выдерживаются сроки генерации данных по «кабинетам» образовательных учреждений по регламенту ежемесячных, ежеквартальных отчетов. Перечень улусов, не выдерживающих сроки, был представлен на январском совещании. 17
Рекомендации: Контрольную функцию начальников УО, директоров ОУ за ведением электронного мониторинга, динамикой показателей считать как критерий для определения эффективности их управления при стимулировании и премировании. Конкретизировать должностные обязанности операторов МУО и ОУ, предусмотреть возможности денежных выплат. Включить в план мероприятий МО РС (Я) ежегодный публичный отчет начальников УО по обязательствам Комплекса мер по модернизации муниципальной сферы образования. 18