ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Коновалова Ирина Валентиновна ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет Факультет повышения квалификации
Компетентность и компетенция Компетентность - это степень соответствия требованиям профессии Компетенция – способность и готовность работника применять полученные знания и навыки в практической деятельности Факторы: уровень профессиональной подготовки, адаптация на рабочем месте, личностные характеристики.
Нормативно-правовое основание модели профессиональной компетентности - Международные требования к компетентности специалиста; - Квалификационные требования по справочнику «Квалификационные характеристики должностей работников образования, принятые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. 761н»; - Требований перечня компетенций, согласно программе ФГОС высшего профессионального образования по определенной специальности; - Требований к деятельности специалиста в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС НОО.
Проблемы Система ДПО пока не имеет критериев качества. Имеется значительный разрыв между требованиями работодателя и знаниями, получаемыми слушателем на курсах повышения квалификации. Система ДПО не опирается на стандарты профессиональной деятельности специалистов.
Сертификация Официальное подтверждение не только знаний и умений, но и практических навыков по конкретным видам деятельности специалиста. Первый шаг сертификации в России – аттестация на право соответствия должности (Положение о порядке аттестации педагогических работников образовательных учреждений, принятое Министерством образования и науки Российской Федерации 209 от г)
Методика «Профессиональная компетентность» Методика «Профессиональная компетентность» содержит задания, относящиеся ко всем видам деятельности специалиста, включая этические и нормативно-правовые аспекты организации этой деятельности, учитывая деятельность по вновь вводимым ФГОС (ФГТ). Для ежегодного обновления методики создан и продолжает пополняться банк вопросов, классифицированных по разделам (всего более 1000 вопросов). Вопросы банка методики проходят экспертную оценку профессионального сообщества и корректируются в соответствии с рекомендациями экспертов. Методика дает возможность оценить компетентность в разных сферах деятельности. В случае недостаточно высокого результата по той или иной компетентности, аттестуемому предлагается пройти тематические курсы повышения квалификации.
Мониторинг профессиональной компетентности педагогов-психологов и социальных педагогов Центрального Административного округа города Москвы (приказ Департамента образования г. Москвы 928 от ) Участники квалификационного испытания, которое проводилось с ноября 2011 по май 2012: 259 педагогов-психологов, 77 социальных педагогов. Из них 17,5 % нуждаются в полноценном специальном образовании (выполнили тест на низком уровне) нуждаются в повышении квалификации. 46,3 % нуждаются в повышении квалификации по той или иной компетенции, определенной результатами проведения методики.
Методика профессиональной компетентности по специальностям педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов, воспитатель ДОУ.
Наиболее проблемные компетенции в сфере образования Индивидуальный подход к учащимся, имеющим особые возможности, связанные со здоровьем (дети с ОВЗ), Коммуникация в этно-культурных вопросах, снижающая риски межнациональных напряжений, Выявление и психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, Профилактика профессионального выгорания педагога.
Программы повышения квалификации Программы реализуются в удобных для слушателей формах: -дистанционная форма; -стажировки; -модульная система. Создано более 70 программ повышения квалификации в зависимости от: -специальности, рода деятельности в образовании: педагоги, воспитатели, руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги; -уровня сформированности той или иной профессиональной компетентности.
Наши контакты fpk.mgppu.ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!