ПРОГРАММА «СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ» по предшкольной подготовке начального общего образования для детей 6-7 лет ПРОГРАММА «СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ» по предшкольной подготовке начального общего образования для детей 6-7 лет Иванченко О.В. Учитель начальных классов МОУ СОШ 87
Остается нерешенной проблема разноподготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Предлагаемая программа предназначена для подготовки детей 5–6 лет к обучению в школе. Отмечая бесспорную позитивную роль Концепции содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, следует, к сожалению, признать, что пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении их в 1 класс.
Целью программы предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Целью программы предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Данная программа позволяет: обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием; устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения; исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению; сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе. приобщить ребенка к информационной культуре развивать психологические процессы развития личности ребенка средствами ИКТ (логическое мышление, память, внимание, пространственное воображение и др.) обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием; устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения; исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению; сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе. приобщить ребенка к информационной культуре развивать психологические процессы развития личности ребенка средствами ИКТ (логическое мышление, память, внимание, пространственное воображение и др.)
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста; доброжелательный климат; недопустимость менторской позиции и порицания; положительная оценка любого достижения ребенка; проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста. учет САНПИНов при работе с ИКТ соответствующей возрастной группы учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста; доброжелательный климат; недопустимость менторской позиции и порицания; положительная оценка любого достижения ребенка; проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста. учет САНПИНов при работе с ИКТ соответствующей возрастной группы
В основу отбора содержания легли следующие принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей; практическая направленность; занимательность; наглядность и др. здоровьесберегающие технологии учет возрастных и индивидуальных особенностей; практическая направленность; занимательность; наглядность и др. здоровьесберегающие технологии
Программа предшкольной подготовки состоит из следующих разделов: Учимся родному языку. – 64 часа Математические ступень – 64 часа Художественно-эстетическое развитие – 32 часа Урок-игра «Играй и развивай» развитие психологических процессов у детей средствами ИКТ – 32 часа. ВСЕГО – 192 часа Учимся родному языку. – 64 часа Математические ступень – 64 часа Художественно-эстетическое развитие – 32 часа Урок-игра «Играй и развивай» развитие психологических процессов у детей средствами ИКТ – 32 часа. ВСЕГО – 192 часа
Режим работы группы предшкольного образования. При осуществлении образовательной деятельности особое внимание уделяется режиму работы группы. Режим работы группы предшкольного образования следующий: учебный год начинается с 5 сентября по 30 апреля; 2 раза в неделю; длительность работы 3 часа в день; в течение дня предусмотрено 3 занятия; продолжительность 1 занятия - 30 мин; перемены минут. При осуществлении образовательной деятельности особое внимание уделяется режиму работы группы. Режим работы группы предшкольного образования следующий: учебный год начинается с 5 сентября по 30 апреля; 2 раза в неделю; длительность работы 3 часа в день; в течение дня предусмотрено 3 занятия; продолжительность 1 занятия - 30 мин; перемены минут.
Программа «Ступени развития» ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям; построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности; обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития; учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования; предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки. ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям; построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности; обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития; учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования; предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки.
Преемственность образовательных программ обеспечивается: отбором содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей; использованием различных видов деятельности ребенка (для детей старшего дошкольного возраста - игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т.д.); в начальной школе эти виды деятельности органично дополняют учебную деятельность; связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием направлений развития детей (дошкольное и начальное школьное звено): физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического. отбором содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей; использованием различных видов деятельности ребенка (для детей старшего дошкольного возраста - игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т.д.); в начальной школе эти виды деятельности органично дополняют учебную деятельность; связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием направлений развития детей (дошкольное и начальное школьное звено): физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.
Преемственность планируемых результатов формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию представлена в таблице, которую также можно использовать в ходе проектирования данного раздела программы формирования УУД на школьном уровне:
Преемственность планируемых результатов формирования УУД (дошкольное и начальное общее образование) Программы Предшкольной подготовке «Ступени развития» Планируемые результаты дошкольного образования Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений Формирование познавательных УУД: - классификация (объединение по группам) - анализ (выделение признака из целого объекта) - сравнение (выделение признака из ряда предметов) - обобщение (выделение общего признака из ряда объектов) - синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам - сериация (установление последовательных взаимосвязей Познавательные УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - анализ, синтез, сравнение, сериация; - классификация по заданным критериям; - установление аналогий; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; - обобщение. Личностные результаты (самоопределение): готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Формирование: - сенсорного опыта; - представлений о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения; представления о форме. Познавательные УУД (общеучебные): -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - использовать общие приёмы решения задач. Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно- познавательная и внешняя).
Программы Предшкольной подготовке «Ступени развития» Планируемые результаты дошкольного образованияПланируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) Программа «Играй и развивай» развитие психологических процессов у детей средствами ИКТ» Формирование УУД, направленных на: - выполнение инструкций, готовность отвечать на вопросы, обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор - готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор. Регулятивные УУД (планирование): - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные результаты (самоопределение): готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Формирование УУД, направленных на участие в индивидуальной и групповой деятельности. Коммуникативные УУД (управление коммуникацией): координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправления по указанию взрослого. Регулятивные УУД (коррекция): - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; - адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок. Пользоваться простейшими манипуляторами находить источники информации, развивать дисциплину интеллектуальной деятельности. способствует повышению интереса к обучению, развивать ребенка всесторонне. Регулятивные УУД (контроль): использовать установленные правила в контроле способа решения. Личностные результаты (самоопределение): готовность и способность обучающихся к саморазвитию, развитию интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, приобщение его к миру информационной культуры
Программы Предшкольной подготовке «Ступени развития» Планируемые результаты дошкольного образования Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) Программа по началам обучения грамоте Формируемые УУД: - удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию; - выполнять инструкции взрослого; - обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор; - по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно; - пользоваться книгой и простейшими инструментами. Коммуникативные УУД (взаимодействие): - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника. Познавательные УУД (общеучебные): - использовать общие приёмы решения задач; - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - осуществлять смысловое чтение; - выбирать вид чтения в зависимости от цели. Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).
Программы Предшкольной подготовке «Ступени развития» Планируемые результаты дошкольного образования Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) Программа по развитию речи Формируемые УУД: - умение строить развернутый ответ на вопрос; - умение пояснять, аргументировать свой ответ; - умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту; - умение работать в паре; - умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов. Познавательные УУД (информационные): - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными; - обработка информации (определение основной и второстепенной информации); - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами).
Программы Предшкольной подготовке «Ступени развития» Планируемые результаты дошкольного образования Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) Программа по художественно- эстетическому развитию дошкольников Формируемые УУД: - удерживать внимание; - пользоваться книгой; - выполнять инструкцию взрослого; - обсуждать со взрослыми возникшую проблему; - находить и формулировать простейшие причинно- следственные связи и закономерности. Личностные результаты (самоопределение): готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя). Регулятивные УУД (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД (взаимодействие, управление коммуникацией).
Из таблицы видно, что программа по предшкольной подготовке в полной мере обеспечивает (с точки зрения планируемых результатов) взаимосвязь УУД, формируемых на ступени дошкольного образования и в начальной школе. Анализ целевого, содержательного, организационно-педагогического и результативного компонентов позволяет сделать вывод о преемственности данной программы «с программой обучения в 1 классе, с требованиями Стандартов, следовательно - целесообразности ее использования при разработке и реализации Образовательной программы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !