О ЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: Полякова Анна 31гр. ПНК
Н ОВЫЕ СТАНДАРТЫ УСТАНАВЛИВАЮТ : ориентиры развития системы образования, определяю щие основные направления образовательной политики, ответственность за реализацию которой несет, главным образом, система образования (федеральная, региональные и муниципальные); рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса, ответственность за выполнение ко торых несут, главным образом, образовательные учреждения; общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе подлежащих и не подлежащих итоговой оценке.
Оценка результатов деятельности - основное направление оценки
К существующим процедурам, направленным на оценку образовательных достижений учащихся (процедуры итоговой оценки и аттестации выпускников), и процедурам, направленным на оценку эффективности деятельности образовательных учреждений (процедуры аккредитации и аттестации работников образования) должны быть добавлены также процедуры, направленные на оценку состояния и тенденций развития системы образования.
Предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся с четко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимся образовательных ре зультатах
Для правильной интерпретации получаемых результатов необходима оценка контекстной информации об услови ях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса.
К ОСНОВНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНДАРТ ОТНОСИТ : формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться способности к са моорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач; индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности мотивационно смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
НОРМАТИВНОЙ ОСНОВОЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕКТА, СО ДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ К РЕЗУЛЬТАТАМ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛУЖАТ : совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, устанавливаемых федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и направленных на: оценку состояния и тенденций развития системы образования; оценку эффективности деятельности образовательных учреждений; индивидуальную оценку образовательных достижений школьника; планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебнопознавательных и учебнопрактических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебнопознавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений.
К традиционной функции обратной связи добавляется функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов, т. е. та функция, которая традиционно выполняется учебными планами, программами, учебниками, методическими разработками и т. п.
система оценки должна с необходимостью включать в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ естественная встроенность в образовательный процесс уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения
Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в стандартах второго поколения, может рассматриваться как инструментальное ядро федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
С РЕДИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ СЛЕДУЕТ ОСОБО ВЫДЕЛИТЬ : комплексный подход к оценке результатов образова ния использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системнодеятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебнопрактических и учебнопознавательных задач; оценка динамики образовательных достижений уча щихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход к разработке планируемых результа тов, инструментария и представлению данных; использование накопительной системы оценивания(портфолио), характеризующей динамику индивидуальных об разовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.