Материал подготовила учитель МОУ «НОШ 23» Мингалева Светлана Владимировна
Условие 1. Определение главной цели исследовательской деятельности. Это активизация обучения с переносом акцента на его исследовательский, творческий характер; а так же передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности. Условие 2. Исследовательская деятельность должна соответствовать интересам конкретного учащегося, его индивидуальным особенностям и проблемам его личностного развития
Условие 3. Тема исследования должна быть интересной для самого ученика, а не для учителя, и нести познавательный заряд. В этом случае исследование превращается в увлекательный поиск
Темы исследований можно разделить на три группы (классификация А. И. Савенкова). Фантастические Ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Теоретические Ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.Более сложны и интересны в познавательном смысле, как правило, ориентированы на одарённых детей. Эмперические Предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Боле е занимательны и доступны для большинства детей, но сложны в плане подготовки для учителя.
Условие 4. Исследование не может строиться только по схеме ребёнок – взрослый, а может и должно использоваться во всевозможных формах урочной и внеурочной деятельности. Условие 5. Исследование помогает ребёнку в процессе диагностики собственных проблем, создаёт условия для их решения.
Условие 6. Использование технологии Портфолио. Папка - портфолио в начальной школе оформляется по желанию ученика и его родителей. Условие 7. Любая исследовательская практика с детьми требует от учителя глубокой заинтересованности, постоянного поиска.
Требования к учебному проекту 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. 4. Результатом работы над проектом является продукт. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и представлен достаточно убедительно.
Проект – это «пять П» Проблема – Проектирование (планирование)- Поиск информации - Продукт – Презентация Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, В которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и т. д.
Специфика проекта Практико – ориентированный проект – нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Исследовательский проект – напоминает подлинно научное исследование. Информационный проект – направлен на сбор информации о каком – то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения. Творческий проект – максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Ролевой проект -проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.
По комплексности выделяют два типа проекта 1. Монопроекты –проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. 2. Межпредметные - выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Внутриклассный Внутришкольный Региональный Межрегиональный Международный
Классификация проектов по продолжительности. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Виды презентационных проектов Воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа) Деловая игра Демонстрация видеофильма Диалог исторических или литературных персонажей Защита на Учёном Совете Игра с залом Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий.. Инсценировка реального или вымышленного исторического события Научная конференция Отчёт исследовательской экспедиции Пресс – конференция Путешествие, экскурсия Реклама, телепередача Ролевая игра, спортивная игра Соревнования Спектакль
Презентативные умения и навыки. Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут)рассказать о постановке и решении задачи проекта; Демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; Анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; Демонстрировать найденное решение; Анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; Проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Готовность «зрелость» младших школьников: Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений (умение спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться) Развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость» Опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности (адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, выделять недостатки, делать замечания..)
Этапы соответствующие учебной деятельности: Мотивационный Планирующий- подготовительный Информационно – операционный Рефлексивно – оценочный 1 –этап УЧИТЕЛЬ ученик 2 – и 3 –й этапы учитель УЧЕНИК 4-й этап УЧИТЕЛЬ ученик
Общеучебные умения и навыки 1. Рефлексивные умения ( умение осмыслить задачу, умение отвечать на вопрос) 2.Поисковые (исследовательские ) умения ( самостоятельно найти недостающую информацию, найти несколько вариантов решения проблемы,..) 3.Навыки оценочной самостоятельности 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективное планирование, взаимопомощь в группе, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы,..) 5.Коммуникативные умения ( вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения,..) 6.Презентационные умения и навыки ( монологическая речь, уверенно держать себя во время выступления, артистические умения,..)
Схема самоанализа проекта 1. О чём ваш проект? 2. Перед тем как начать работу над проектом я посмотрю, что должны знать дети по образовательному стандарту. 3.Цели и задачи проекта. 4.Что должны знать дети в результате изучения темы? 5. Что будут способны сделать дети в результате работы над темой? 6. На какие вопросы требующие знания фактов могут ответить ученики? 7. Какие определения должны знать ученики по теме? 8.Какие открытые вопросы учебной темы смогут раскрыть способность мышления на высоком уровне? 9.Какие обще основополагающие вопросы можно дать? 10.Каким образом школьники покажут, что они достигли понимания и их оценивание? 11.Какие виды самостоятельной деятельности будет предполагать проект? 12. Как будете побуждать школьников к проекту?