1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭКОРИС-НЭИ Зачетные единицы в базисных учебных планах Афанасьева В.И. 10 декабря 2010 г. Курсы повышения квалификации УМЦ УМУ.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ СЕМИНАР.
Разработка вузами основных образовательных программ.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Транксрипт:

1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ В презентации использованы материалы УМО АРК, Координационного Совета УМО и НМС высшей школы, Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского института стали и сплавов; СЕМИНАР 2 Москва, МАИ, июня 2010

22 Шаблон проекта стандарта специалиста; Список профилей бакалавриата на сайтах базовых ВУЗов-разработчиков Внесение изменений в проекты переходников для бакалавриата, магистратуры и специалитета; Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Документы МАИ Примерные основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям , , с расширенным перечнем профилей – опубликованы на сайте МАИ Проекты стандартов специалитета по специальностям , , , – опубликованы на сайте МАИ Изменения в нормативно-правовой базе разработки ООП ФГОС ВПО на

33 Основные положения: При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующего ФГОС ВПО; Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»; Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142; В рамках одного профиля можно разрабатывать несколько ООП согласно особенностям программы подготовки бакалавров; В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО; Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО (Министерство образования и науки РФ)

44 Основные положения: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы. Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам. Наименования дисциплин "История", "Философия", "Иностранный язык", "Физическая культура", "Безопасность жизнедеятельности" не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов. Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС; Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле; Вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения; Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО (Министерство образования и науки РФ) - продолжение

55 Основные положения: Количество экзаменов за календарный год не превышает 10; Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий ; Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц. Начисление зачетных единиц по физической культуре должно происходить дискретно, соблюдая кратность в 1 зачетную единицу; Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно. При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля) ; Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту их работы; Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО (Министерство образования и науки РФ) - продолжение

– Начало обучения по уровневой системе в соответствии с ФГОС ВПО – Формирование расписания занятий, готовность к аккредитации профилей и специализаций в соответствии с ФГОС ВПО – Утверждение окончательных версий ООП, по которым планируется подготовка студентов – Готовность и утверждение проектных версий ООП, по которым планируется подготовка студентов – Готовность всех учебных планов ООП, по которым планируется подготовка студентов – Готовность проектов учебных планов ООП, по которым планируется подготовка студентов – Готовность проектов Примерных ООП, включая примерный учебный план, аннотации дисциплин базовой части, рабочая программ одной специализированной дисциплины по профилю План работы по переходу на уровневую систему

– Проведение семинара повышения квалификации учебно- методического актива МАИ по проектированию учебных планов – Проведение семинара актива УМС факультетов с обсуждением пробных проектов учебных планов и распределении дисциплин в циклах ГСЭ, ЕН и ПД – Предоставление проектов учебных, семестровых планов и учебных графиков ООП, по которым планируется подготовка студентов – Утверждение приказа об учебных графиках, распределении дисциплин в циклах ГСЭ, ЕН и ПД – Утверждение учебных планов ООП, по которым планируется подготовка студентов – Предоставление рабочих программ дисциплин, практик и итоговой гос. аттестации ООП, по которым планируется подготовка студентов – Утверждение проектных версий ООП, по которым планируется подготовка студентов Разработка и утверждение положений о практике, итоговой гос. аттестации, курсовом и дипломном проектировании, сессии, бально- рейтинговой системе План работы по проектированию ООП

88 Количество стандартов бакалавров для реализации в МАИ: 30 Ограничения: Распределение нагрузки по циклам и частям (в з.е.) Интерактивная форма занятий (% от аудиторных занятий) Лекции (% от аудиторных занятий) Дисциплины по выбору студента (не менее 1/3 от вариативных частей) Максимальный объем нагрузки (не более 54 часа в неделю, включая факультативы, аудиторные занятия, СРС и аттестацию по дисциплине) Максимальный объем аудиторной нагрузки (не более часов в неделю) Объем каникул (7-10 недель в год) Зимние каникулы (не менее 2 недель) Объем практической подготовки по физической культуре (не менее 360 часов) Компетенции: Большое количество общекультурных компетенций Несогласованность со знаниями, умениями, навыками Несогласованность с объемом циклов Структура циклов: Разнообразие вариантов циклов по объему в целом и в частях Существенная разница в объеме цикла ГСЭ; Некорректность в определении з.е. по практикам и итоговой гос. аттестации Анализ стандартов бакалавров (общие проблемы)

99 Общие ограничения стандартов приведены в документе: Анализ общекультурных компетенций и рекомендации по содержанию и объему циклов ГСЭ приведены в документах: Рекомендации по структуре и объемам циклов приведены в документе: Анализ стандартов бакалавров: ограничения, компетенции, рекомендации

10 Формирование структур циклов и объемов дисциплин Список компетенций, ЗУНы Список дисциплин и предполагаемый объем Определение учебных графиков Структура практик и итоговой гос. аттестации Объем каникул Учебный график Последовательность изучения Формирование учебного плана Ограничения стандарта Рекомендации по циклам Рабочий учебный план Подход к формированию учебных планов

11 Общие требования к формированию учебных планов Трудоемкость основной образовательной программы: Бакалавриат зачетных единиц, магистратура – 120, специалитет – 300 (в случае 5-летнего стандарта) или 330 (в случае 5,5 летнего). Срок освоения: бакалавриат - 4 года, магистратура – 2, специалитет – не менее 5 или 5,5 лет. Аудиторная нагрузка в неделю (бакалавры и специалисты): из стандарта; Суммарная нагрузка в неделю (включая АЗ, СРС, аттестацию и факультативы): 54 часа; Зачетная единица: Аудиторные занятия: 36 академических часов (по 45 минут); Одна неделя итоговой аттестации: 1.5 зачетных единицы; Одна неделя практики: 1.5 зачетных единицы; Один семестровый экзамен: 0.75 зачетных единиц; Трудоемкость дисциплины: целое число зачетных единиц больше 2; Промежуточная и итоговая аттестация по дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины, выраженную в зачетных единицах; Структура ООП: - Распределение общей трудоемкости по циклам. - Разделение трудоемкости внутри циклов на базовую и вариативную части. - Наличие обязательных дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура». - Названия дисциплин в соответствии с рекомендациями по циклам. 11

12 Алгоритм проектирования учебных графиков 1.Проектирование учебного графика должно начинаться с последнего семестра: Количество недель итоговой аттестации = (Объем аттестации в з.е.)/1.5 Размещение итоговой гос. аттестации начиная от последней недели обучения 2.Определение количества недель практики: Количество недель практики = (Объем практики в з.е.)/1.5 3.Определение начала занятий весеннего семестра: Рекомендация: 7 февраля 4.Распределение минимально необходимых каникул в семестрах: 2 недели перед началом весеннего семестра; 5 недель в конце четного семестра 5.Распределение практик: в конце четных семестров (желательно четное количество недель) 6.Распределение сессий: в нечетных семестрах – перед каникулами 3-4 недели; в четных семестрах – перед практиками 3-4 недели 7.Осенний семестр: 17 недель теоретического обучения, 4 недели сессии 8.Весенний семестр: 3-4 недели сессии, недель практики, оставшееся – теоретическое обучение 12

13 Проектирование графика учебного процесса 13 график учебного процесса бакалавра график учебного процесса специалиста

14 Проектирование учебного плана: общие рекомендации 1.Определение перечня дисциплин базовой части циклов на основе: - анализа компетенций; - знаний, умений, навыков, отраженных в стандарте; - рекомендаций УМО; - дисциплин стандарта ГОС ВПО 2 по специальности переходника; - экспертных оценок - дисциплин Примерной ООП. 2.Формирование последовательности изучения дисциплин базовой части на основе: - логики формирования компетенций; - дидактической зависимости дисциплин; - рекомендаций УМО; - экспертных оценок. 3.Предварительное определение объема дисциплин в зачетных единицах на основе: - рекомендаций НМС и УМО; - количества обеспечиваемых компетенций; - объема цикла стандарта для конкретной дисциплины; - экспертных оценок. 14

15 Проектирование учебного плана: первый этап – планирование в зачетных единицах 1.Размещение в семестрах (резервирование зачетных единиц) в соответствии с выбранным учебным графиком итоговой гос. аттестации и практик 2.Планирование занятий по физической культуре по семестрам: Рекомендации: 6-7 семестров для бакалавров, 8 семестров для специалитета 3.Резервирование зачетных единиц под физическую культуру в соответствии со следующими вариантами: - 2 зачетные единицы в конце обучения физической культуре; - по одной зачетной единице в середине и в конце обучения физической культуре; 4.Предварительное размещение дисциплин в семестрах с указанием зачетных единиц по дисциплине в семестре. 15 Учитываемые ограничения: -Количество зачетных единиц на дисциплину целое, но в случае многосеместровой дисциплины в каждом семестре допускается кратность 0.5; -Количество зачетных единиц в год должно равняться (строго) 60 з.е., включая практики, итоговую гос. аттестацию, экзамены; -Количество зачетных единиц по дисциплине должно соотносится с количеством недель теоретического обучения в семестре (из учебного графика);

16 1.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается признак наличия экзамена (1/0) 2.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается количество часов недельной аудиторной нагрузки, кратное 0.5, таким образом часы АЗ в семестре = (количество часов недельной аудиторной нагрузки)* (количество недель теоретического обучения в семестре) 3.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре автоматически рассчитывается количество часов СРС в семестре: СРС в семестр = (з.е. в семестр)*36 – 0.7*(признак экзамена) – часы АЗ в семестре 16 Учитываемые ограничения: -Максимальное недельная аудиторная нагрузка в среднем по семестрам 27 часов (как правило) – т.е. часы АЗ/ (количество недель теоретического обучения) 27; -Максимальное суммарная недельная нагрузка не должна превышать 54 часа – (часы АЗ + СРС)/ (количество нед. теоретического обучения + нед.сессии) 54; -Количество экзаменов в год не должно превышать 10; -Распределение недельной аудиторной нагрузки должно учитывать наличие курсовых и расчетных работ; -Замена экзамена на оценку по БРС или зачет увеличивает АЗ и СРС Проектирование учебного плана: второй этап – планирование часовой нагрузки

17 1.Несколько итераций по распределению зачетных единиц: конечная сумма зачетных единиц, включая практики и итоговую гос.аттестацию, должна быть равна 240 (для бакалавров) или 330 (для специалистов 5.5 лет); сумма зачетных единиц в каждый год обучения должна быть равна Несколько итераций по распределению часов АЗП и СРС, коррекция объема дисциплин и их состава: средняя недельная аудиторная нагрузка должна не превышать 27 часов; общая недельная нагрузка должна не превышать 54 часа; 3.Коррекция базовой части циклов ГСЭ, ЕН и ПД до ; 4.Разработка шаблона плана для направления (специальности), с последующей доработкой в вариативной части профилей (специализаций); 5.Разработка планов в Информационной системе «Основные образовательные программы»; 17 Проектирование учебного плана: итерации

18 Необходимость и актуальность создания : -требованиями перехода высшей школы на уровневую систему подготовки студентов в соответствии с ФГОС ВПО до 1 января 2011; -невозможностью корректной разработки, проверки и утверждения ООП в сжатые сроки в ручном режиме ; -отсутствием требуемой функциональности во всех рассматриваемых в настоящий момент ОИС МАИ информационных систем сторонних разработчиков; Цель информационной системы: Реализация единой, в рамках всего университета, базы данных Федеральных государственных стандартов ВПО, учебных графиков, учебных планов, рабочих (семестровых) планов, а также рабочих программ дисциплин и практик Перспективы информационной системы: -реализация в едином информационном пространстве движения контингента студентов, ведомостей, приказов, расчет нагрузки, шаблонов расписаний, включая АРМы учебного отдела, деканата, кафедры специализации; -реализация в едином информационном пространстве системы подготовки учебных и учебно-методических комплексов (УМК), включая электронные пособия, описания лабораторных и курсовых работ, тестов, ведомостей бально-рейтинговой системы 18 Информационная система: «Основная образовательная программа»

19 Роли пользователей: -Администратор системы; -Сотрудники отдела и УМО; -Ведущие методисты направлений и специальностей; -Методисты профилей и специализаций; -Преподаватели. Функции: -Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции); -Формирование учебных графиков; -Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов); -Формирование учебных планов в рамках ООП; -Формирование матриц соответствия компетенций; -Формирование паспортов компетенций; -Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей. 19 Информационная система: «Основная образовательная программа» - функции

20 Создание пользователей до : -Ведущие методисты направлений и специальностей (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); -Методисты профилей и специализаций (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); Разработка проектов учебных планов: -Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции); -Формирование учебных графиков; -Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов); -Формирование учебных планов в рамках ООП; -Формирование матриц соответствия компетенций; -Формирование паспортов компетенций; -Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей. Формирование проектов учебных планов в локальном приложении: 20 Информационная система: «Основная образовательная программа» - использование