Морфемика Словообразование
Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
Примеры со + ученик соученик (существительное) пре + большой пребольшой (прилагательное) пере + бежать перебежать (глагол) от + ныне отныне (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа
Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.
Примеры комната + -к- комнатка комната + -н- комнатный свет + -л- светлый светлый + -еньк- светленький светлый + -е светлеть Производящая основа Производная основа
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.
Примеры не- + избежать + -н- неизбежный под- +слепой + -оват- подслеповатый по- + французский + и по-французски со- + курс + ник сокурсник в- + читать + ся вчитаться Производящая основа Производная основа
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь увлечься, учить учиться, сломать сломаться) С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто кто-то, чей чей-либо, какой какой-нибудь, где где-то, когда когда-либо, как как-нибудь). Договоримся называть постфиксальный способ образования называть суффиксальным
Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).
Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
заплывать заплыв рассветать рассвет зелёный зелень Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа
Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный. Сравните: Пароходный пароход + н (суффиксальный) Белоснежный белый снег + н (сложение)
Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) больной (сущ.), приёмная (прил. в форме ж. рода) приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.) лёжа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) весной (наречие).
Словообразовательный разбор В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный обед Перерыв перерывать Сотрудники труд Поели ели Отправились отправили Мороженое (сущ.) мороженое (прил.)
Порядок словообразовательного разбора 1. Поставить анализируемое слово в начальную форму 2. Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу 3. Указать словообразующую морфему 4. Указать способ словообразования 5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)