Приемы, методы, технологии коммуникативной компетенции
Устная речь 2.1. Устные доклады. Решения задач излагаются у доски в режиме «оппонент» - «докладчик» По просьбе докладчика оппонент повторяет или уточняет свои вопросы. Докладчик должен доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, если оно общеизвестно. Докладчик обязан стремиться к ясности изложения, в частности, повторять по просьбе оппонента любую часть своего решения. 2. Деловая игра «Ученик» - «учитель» Работа в малых группах кроме индивидуализации процесса образования решает еще вопросы формирования коммуникативной компетентности. Группы могут быть составлены учителем, могут быть сформированы учениками в зависимости от преследуемых целей. Один из возможных приемов – отработка нового материала в малых группах. Группа получает задания, решения сдаются устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не тот, кто его получил, а тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы.
Развитие письменной речи. 1. Индивидуальный пакет заданий. Для каждого ученика готовится пакет заданий, которые выполняются только письменно. После проверки учитель возвращает пакет ученику со своими письменными комментариями по решениям. Устные комментарии, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога не допускаются. Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником. Каждый учащийся работает в наиболее комфортном для себя режиме. 2. Создание художественных текстов на математические темы. Вместо традиционного домашнего задания, выдается творческое задание (как правило, на каникулы). Необходимо создать сказку (можно в стихотворной форме), которая будет служить иллюстрацией некоторого математического правила. 3. Обязательное обоснование. При проверке любой письменной работы (домашних, самостоятельных, контрольных) не принимаются необоснованные ответы, даже правильные. Для того, чтобы правильно письменно обосновать свое решение, необходимо уметь систематизировать, извлекать, отбирать нужную информацию и передать ее. В этом случае ученик выступает в роли письменного докладчика, комментатора.
Содержание работы по формированию у детей коммуникативной компетенции на уроках математики КомпетенцияТемы и цели уроков, математичес кие объекты Сущность заданийПримечания Коммуникати вная Цель: совершенство вать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог Математическ ие софизмы Например, 5 класс: возьмём верное равенство = Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6. Задание: Объясните в чём ошибка. Подбираются из книг по занимательной математике для каждого раздела Задание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту. Работа в начале урока Определения математическ их понятий; числа (натуральные, дробные и т.д.) По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время). Во внеурочное время