Коррекционные классы VIII вида Учитель Капранова Лидия Васильевна уч.год
Арифметические текстовые задачи в курсе математики занимают значительное место. Они помогают раскрыть основной смысл арифметических действий. Опыт показывает, что у детей с нарушением интеллекта создаются трудности в понимании ими текстовой арифметической задачи. Они воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно. Чтобы вызвать интерес у учащихся, текст нужно делать конкретным, доступным для понимания. Более глубокому пониманию содержания способствует краткая запись задачи. Чтобы каждый ученик смог выделить все отношения при первичном анализе задачи, их нужно увидеть. Поэтому в процессе знакомства с арифметическими задачами необходимо активно применять предметное моделирование.
Под предметным моделированием ситуации, описанной в задаче, мы понимаем разыгрывание действий с реальными предметами или замену действий с их уменьшенными образцами:
В роли моделей выступают не конкретные предметы, о которых идет речь в задаче, а их символические заменители (круги, квадраты, отрезки, точки и т.д. А также схемы и чертежи. Задача ( 5 класс) Завод получил 5 вагонов угля, по 60 т в каждом, и еще 400 т угля. Сколько всего тонн угля получил завод? - по 60 т ? - еще 400 т угля
Итак, в одном случае при объяснении учебного материала наглядна одна модель, в другом – другая. Объяснение может быть представлено цепочкой моделей. Наглядность, особенно графическая, нужна на всем протяжении обучения учащихся коррекционных классов как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. ЗАДАЧА. 65 км в ч ? Через 9 ч ___________________________!___________________________ 846 км
Например, в задаче про колодцы, учащиеся не в состоянии перевести объекты - колодцы на идеализированный уровень. Поэтому нужна модель колодцев. Чертеж или схема. Глубина 7 м на 3 м меньше
Построение моделей в учебном процессе Моделирование помогает ребенку преобразовать простую задачу в составную задачу. Понятия могут выступать в виде разных моделей, в том числе и знаковых. Сумма ( соединение ) Было - Еще - ? Стало - ?
Однако, одного составления модели к задаче недостаточно. Я включаю и обратные задания, а именно: составление текстов задач по модели или таблице. Учащиеся могут работать за партой и у доски, используя набор цифр. Составить задачу по таблице. 5 класс (9 учащихся) Было ПодарилаОсталось ? 5 мар. 35 мар. Проанализировав результаты задания выяснилось, что задачу смогли составить 90% учащихся. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня развития ребенка. Изучив подходы к обучению решать задачи, а также разнообразные практические приемы я пришла к выводу, что главное для каждого ученика понять задачу, уяснить о чем эта задача, как связаны между собой данные. Использую в работе дидактический материал, как для всего класса, так и для индивидуальной работы учащихся.
Задача. Школьники приготовили для посадки 70 кустов сирени. Сначала они посадили 36 кустов, а потом еще 12 кустов. Сколько кустов сирени осталось посадить школьникам? 1.Чтение задачи. Словарная работа. ( Кусты сирени). 2.Разбор задачи. О чем говорится в задаче? Что известно? Что нужно найти в задаче? 3.Повторение задачи. Запись краткого условия задачи. 4.Моделирование задачи. Всего 70 кустов сирени Посадили 36 кустов сирени Посадили 12 кустов сирени Осталось посадить ?