Диагностика овладения межпредметными понятиями: социально-гуманитарный цикл
Диагностика овладения межпредметными понятиями 9 класс Предметы социально- гуманитарного цикла ЛитератураИстория Общество- знание
Преемственность и новизна Опора на результаты диагностики 2012 года (10 класс), Вывод о состоятельности общей концепции измерения Сохранение общих подходов к созданию диагностических материалов Новая возрастная группа учащихся (9 класс) Новый ряд межпредметных понятий Усиление требований к интеграции знаний, полученных при изучении разных предметов гуманитарного цикла
условие интеграции предметных знаний в общем образования основание для развития у учащихся системного мышления, обеспечивающего качество образования фактор повышения осознанности усвоения предметных знаний учащимися залог успеха в дальнейшей учебной деятельности в социально-гуманитарной области Освоение межпредметных понятий - важный образовательный результат
Вклад отдельных предметов Обществознание даёт обобщенные представления о понятиях, нуждающиеся в конкретизации и позволяющие её провести на материале гуманитарных предметов История предоставляет учащимся конкретное понимание, конкретный смысл понятий на основе событий определенной эпохи. Литература наполняет понятия образным содержанием, включает субъективные переживания, эмоциональную память.
Варианты диагностической работы Будут подготовлены четыре варианта работы В каждом варианте внимание фокусируется на одном понятии Привлекается литературный, исторический и обществоведческий материал Три предмета, дополняя друг друга, работают над формированием рассматриваемого понятия
Обращение к текстам Характерная особенность: обращение к текстам – носителям информации (к фрагментам художественных текстов, историческим источникам, научным и научно-популярным текстам) Опора на фрагменты текстов дает возможность минимизировать обращение к памяти учащихся и акцентировать внимание на проверке понимания содержания рассматриваемых понятий и их адекватное применение
Используемые задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (ВО) – 10 заданий в варианте с кратким ответом (КО) - 4 задания выбор нескольких верных ответов из предложенных позиций установление соответствия с развернутым самостоятельно конструируемым ответом (РО) – 5 заданий
Интеллектуальные действия, требуемые заданиями Распознавание Извлечение Воспроизведение Классификация Сравнение Конкретизация Объяснение Аргументация
Распределение заданий по уровням сложности базовый (Б) - 11 заданий в варианте повышенный (П) - 5 заданий высокий (В) - 3 задания
Распределение заданий по заложенным в них требованиям 1) работа с понятием (выявление признаков, смыслов и т.п.) 2) работа с предложенным текстом, отражающим понятие и его признаки 3) конструирование собственного текста, демонстрирующего понимание понятия и умение его применять в заданных контекстах
Система оценивания задание с выбором ответа – 1 балл задание с кратким ответом – 2 балла задание с развернутым ответом – балла Учитывается правильность и полнота ответа Максимальный балл за выполнение работы – 30 баллов.
Характер предлагаемых материалов диагностический обучающий ориентационный Ориентир для интеграции усилий учителей- предметников Ориентир для осмысления учащимися изучаемых в школьных курсах дефиниций (понятий, терминов, определений).
Суммарный тестовый балл (характеризует овладение межпредметными понятиями) Тестовый балл по четырём содержательным блокам (проверяемым понятиям) Тестовый балл по трём блокам-требованиям Диапазон баллов по уровням овладения межпредметными понятиями (высокий, повышенный, средний, низкий) Интерпретация результатов
15 Спасибо за внимание!