ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ОБЛАСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ учебное пособие Москва – 2011
1.1. Современные проявления экстремизма в сфере межэтни- ческих и межконфессиональных отношений (ситуация в России и за рубежом) 1.2. Правовые основы государственного регулирования меж- этнических отношений 1.3. Механизмы регулирования межэтнических и межконфес- сиональных отношений на федеральном и региональном уровнях 1 ГЛАВА Деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества по вопросам профилактики экстремизма
Рост преступлений антисемитов за период гг.
ЖЕРТВЫ НАСИЛИЯ ПО КАТЕГОРИЯМ* *Результаты исследований Агентства Европейского Союза по защите основных прав человека, проведенного в 12 странах ЕС в период с 2000 по 2007 гг.
ЖЕРТВЫ НАСИЛИЯ ПО КАТЕГОРИЯМ ПО РАСОВЫМ МОТИВАМ* *Результаты исследований Агентства Европейского Союза по защите основных прав человека, проведенного в 12 странах ЕС в период с 2000 по 2007 гг.
Незаконная миграция Радикальные формы религиозный учений Экстремистские, национал-радикальные, экстремистские и террористические организации и структуры (скинхеды, «Антифа» и др.) Экстремистские, национал-радикальные, экстремистские и террористические организации и структуры (скинхеды, «Антифа» и др.) Современные проявления и источники экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений: Современные проявления и источники экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений: В сети интернет (социальные сети, видеоролики, др. материалы)
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ ЭТНИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ МИГРАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ ТЕРРОРИЗМ ДРУГИЕ
Субъекты противодействия экстремистской деятельности (Федеральный закон от 25 июля ФЗ ): федеральные органы государственной власти органы государственной власти субъектов РФ органы местного самоуправления
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ КОНСТИТУЦИЯ РФ Федеральный закон 1995 г. 80-ФЗ УК РФ КоАП РФ Закон РФ о СМИ 1991 г Федеральный закон 1995 г. 82-ФЗ Федеральный закон 2001 г. 67-ФЗ Федеральный закон 1997 г. 125-ФЗ Федеральный закон 2006 г. 35-ФЗ Федеральный закон 2001 г. 95-ФЗ Указ Президента РФ 1995 г. 310 Другие
Законодательное определение основных направлений противодействия экстремистской деятельности: Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устране- ние причин и условий, способствующих осущест- влению экстремистской деятельности Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности обществен- ных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ профилактика экстремизма борьба с экстремизмом (выявление, предупреждение, пресечение ) ПРОБЛЕМА: целесообразно включить: минимизация и ликвидация последствий экстремистской деятельности
Концептуализация политики регулирования межэтнических и межрелигиозных отношений Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом; Институализация политики регулирования межэтнических и межрелигиозных отношений Взаимодействие государства с: - институтами общественных палат и общественных организаций; - церковью и профессиональными союзами; - образовательными учреждениями, Повышение роли политических партий в деле объединения общества Разработка федеральных и региональных проектов и целевых программ по развитию межэтнических и межконфессиональных отношений Другие Механизмы регулирования межэтнических отношений
Уполномоченный по правам человека РФ; Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека; Комиссия по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ; Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах; Совет Безопасности Российской Федерации; Минрегионразвития России (Консультативный совет по делам национально-культурных автономий); МВД РФ (Департамент по противодействию экстремизму); Генеральная прокуратура РФ; ФСБ РФ; ФМС РФ; Министерство спорта, туризма и молодежной политики; Министерство юстиции; Следственный комитет РФ и др. Федеральные субъекты, занимающиеся вопросами профилактики экстремизма
Подготовка ежегодных докладов о проявлениях экстремизма в РФ и представление их Президенту РФ; Разработка мер, направленных на противодействие экстремизму и на устранение способствующих ему причин (условий); Разработка проектов концепций, стратегий, программ, планов и т.п. в области противодействия экстремизму; Участие в международном сотрудничестве в области противодействия экстремизму, в том числе в подготовке проектов международных договоров и соглашений РФ. Задачи Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в РФ
Регулирование межэтнических отношений в России на региональном уровне Аппараты полномочных представителей РФ по федеральным округам Аппараты глав субъектов РФ Администрации, министерства, службы и агентства субъектов РФ
Первоочередные меры общественных организаций и властных структур по противодействию экстремизму ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: сформулировать в программах (уставах) морально-нравствен- ные нормы и принципы по вопросам толерантности и противо- действия экстремизму в российском обществе; исключить возможность вступления и пребывания в их рядах, лиц разделяющих экстремистские взгляды ГОСУДАРСТВО: содействовать организациям, занимаюющимся противодей- ствием этническому экстремизму; содействовать формированию общинных и др. комиссий по мониторингу межэтнических отношений и реагированию; привлекать общинных лидеров, религиозных лидеров и др. к процессам выхода из конфликтов.
предусмотреть ответственность религиозной организации за деятель- ность ее структур, обязательное уведомление о создании новой группы; создать межведомственный банк данных по фактам экстремизма; способствовать преодолению раздробленности и узконациональной ори- ентированности мусульманского духовенства, объединению усилий духо- венства в борьбе с религиозным экстремизмом; осуществить комплекс мер по разоблачению религиозного экстремизма; общественным и религиозным институтам, СМИ пропагандировать исто- рический опыт добрососедского сосуществования народов в России; активизировать диалог с другими государствами, по вопросам противо- действия распространению религиозного экстремизма; религиозным организациям целесообразно расширить свою деятельность по предотвращению насилия и конфликтов в обществе, среди пострадав- ших и лиц подверженных ксенофобии и ультрарадикальным идеологиям. ОПТИМИЗАЦИЯ ДИАЛОГА ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
·
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ НИЦ ИГСУП: КОНОНОВ Л.А. ШИШОВА Ж.А. СОКЛАКОВ А.Ю. ШИРОКОВА О.В.