Формирование жизненно важных компетенций у детей с умственной отсталостью на уроках математики. Тарасова Вера Валентиновна, учитель математики Шегарской школы-интерната VIII вида
Актуальность Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Одним из резервов, позволяющих поднять работу школы на новый качественный уровень является индивидуализация обучения.
Прогрессивные идеи Л.С. ВыгодскогоР.М. БоскисР.Е. ЛевинойМ.С. Певзнер Проповедовали индивидуальный подход в обучении ребёнка с особыми нуждами в целях его комплексного психофизического развития.
Для умственно отсталых детей помимо значительного снижения интеллекта характерны нарушения: психики мышления речи эмоционально- волевой сферы моторики внимания памяти
В проекте СФГОС впервые четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» «жизненной компетенции»
При изучении математики в коррекционной школе VIII вида необходимо ставить следующие задачи: практика применения математических знаний и математическое творчество учащихся; развитие жизненного опыта умственно отсталого ребёнка, учитыв ающее его настоящие и будущие потребности; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Уровень способностей в усвоении программного материала каждого ученика определяет наш школьный психолого-медико- педагогический консилиум ежегодно в течение сентября: I уровень – дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы VIII вида в полном объёме; II уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы VIII вида в полном объёме только по отдельным предметам; III уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить программу коррекционной школы VIII вида не в полном объёме;
Задачи 1) Вам нужно послать в другой город 500 рублей. Банк берёт 4% от суммы денежного перевода. Сколько всего денег вы должны уплатить в кассу банка? 2) Босоножки стоят 220 рублей, мужские туфли рублей. Семья купила следующую обувь: матери, двум дочерям – босоножки, отцу – туфли. Сколько денег истрачено на покупку?
Совместная деятельность учителя и воспитателя Подготовка творческого задания воспитателя с детьми на самоподготовке. Внеклассное мероприятие «Математический турнир»
Творческие задания После решения задачи провожу беседу с детьми о сохранности школьного имущества, выясняем с детьми, что можно купить для школы-интерната на 600 рублей. На пришкольной аллее посажено 20 кустов сирени, но вскоре 3 куста были поломаны. Сколько кустов сирени осталось на аллее? Подсчитайте какой убыток понесла школа, если за каждое дерево заплатили 200 рублей?
Межпредметная связь Уроки трудового обученияШвейное дело
Межпредметная связь Уроки трудового обученияСтолярное дело
Наглядные методы обучения Изучаем «Обыкновенные дроби» Создание проблемной ситуации
Наглядные методы обучения Работа с плакатами Развитие логического мышления
Устный счёт Проведение внеклассных мероприятий Активизация мышления
Наглядные методы обучения Использование компьютерных технологий на уроках математики Использование презентаций
Наглядные методы обучения Использование презентаций Работа с компьютерными программами по математике
за 1 час за 2 час за 3 час Если скорость постоянна, а время движения меняется, то как будет меняться расстояние? Чем больше время, тем расстояние будет больше.
Речевая физминутка Развитие речи учащихся Проговариваем скороговорки Тарахтящий трактор трижды проверит предусмотрительный тракторист.
Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением. Поэтому формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталого ребёнка на уроках математики более приоритетно, чем формирование «академических» знаний.