Перспективы внедрения Федерального Государственного Образовательного стандарта на Юго-Западе в условиях современного социального заказа 2011 год МОСКВА ФЕЩЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ОМЦ ЮЗОУО ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образователь- ные стандарты 2.Новая система оценки качества образования 3.Индивидуализа- ция образования 4.Новая система оплаты труда 5.Введение нормативного подушевого финансирования 6.Участие общественных институтов в управлении общим образованием 7.Информатизация общего образования 8.Создание системы предшкольного образования
Чему необходимо учиться руководителю? Стратегическому видению образовательного учреждения как бизнес-организации, действующей в контексте социально- экономических и политических вызовов Разработке эффективной экономической модели образовательного учреждения. Предпринимательскому и стратегическом лидерству. Разработке модели корпоративного обучения как ресурса реализации программы развития
Чему необходимо учиться педагогу? Продуктивной деятельности – разработке собственных проектов, программ, технологий, систем Анализу и оценке собственной деятельности по новым критериям Развивающим технологиям Технологиям развития метапредметных навыков Технологиям, соответствующим возрастным ступеням Организации деятельности детей во внеурочных форматах Методике воспитательной работы
ФГОС начального общего образования ФГОС – развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Значительно расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта. ФГОС – развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Значительно расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта. Стандарт ориентирован на новые результаты образования. Стандарт обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению. Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания. Стандарт ориентирован на новые результаты образования. Стандарт обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению. Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания.
ФГОС начального общего образования НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПОМОГУТ ДЕТЯМ СТАТЬ НЕСТАНДАРТНЫМИ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПОМОГУТ ДЕТЯМ СТАТЬ НЕСТАНДАРТНЫМИ
ФГОС начального общего образования Инструменты перехода на ФГОС начального общего образования: Изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный). Изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). Изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся).
Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательные программы Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности Образовательные программы: 1) общеобразовательная (основная и дополнительная) 2) профессиональная (основная и дополнительная) Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. Основная образовательная программа
Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)
От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Участие региона Уровень образовательного учреждения Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно
Система введения и реализации ФГОС Концепция духовно- нравственного воспитания Концепция духовно- нравственного воспитания Запросы личности, семьи, общества и государства Запросы личности, семьи, общества и государства Фундаментальное ядро содержания образования Фундаментальное ядро содержания образования ФГОС: Требования к результатам, требования к структуре программ, требования к условиям Цели, ценности, задачи Цели, ценности, задачи БУП Система оценки Система оценки Примерные программы Примерные программы Образовательный процесс Примерная основная образовательная программа Основная образовательная программа ОУ Цели, ценности, задачи Цели, ценности, задачи Учебный план Учебный план Рабочие программы, модули, курсы Рабочие программы, модули, курсы Система оценки Система оценки Планируемые результаты Планируемые результаты Планируемые результаты Планируемые результаты
Внеурочная деятельность Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д. Работа предметных факультативов, кружков, клубов не может планироваться и осуществляться только для учащихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип – добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Детские познавательные потребности следует изучать и формировать. Составленный план внеурочной работы должен предоставить детям максимально широкий спектр видов деятельности для их свободного выбора. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Внеурочная деятельность К наиболее известным курсам можно отнести программы формирования эмоциональной грамотности и эмоционально- волевой регуляции «Все цвета, кроме черного» (Безруких М.М. и др. М.: Вентана-Граф, 2007), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (С.В. Крюкова, Н.П. Слободянник. М.: Генезис, 2005), «Уроки общения» (Слободянник Н.П. Формирование эмоционально- волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004), развивающие курсы С. Гин «Мир логики», «Мир фантазии», «Мир воображения», «Мир человека» (М.: Вита-Пресс, 2001; 2006) начальные курсы по экономике в системе Л.В. Занкова и Эльконина – Давыдова («Дом в Обычном переулке», «Белка и компания»), курс А.И.Савенкова «Я – исследователь» (Самара: Издательский дом «Федоров», Учебная литература), А. Гин – автор пособий по ТРИЗ в начальной школе (Задачки-сказки кота Потряскина. М.: Вита-Пресс, 2002) и пр.
Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется
Традиционная школа Новая школа Предмет работы учителя: память и речь ученика Предмет работы учителя: мышление и деятельность ученика Преобладание информативного подхода к обучению учащихся Преобладание мыследеятельностного подхода к обучению учащихся Учитель: сообщает новый материал Ученик: запоминает новый материал и воспроизводит его Учитель:создает ситуацию учения-обучения Учащийся: самостоятельно выходит к новому знанию, добывает новый материал своими усилиями Отношения партнерства Авторитарный стиль Учитель - Ученик СУБЪЕКТ - ОБЪЕКТ Учитель - Ученик СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ Учитель Ученик Учитель Ученик Родитель ФГОС НОО
17 Что дальше? Уровень образовательного учреждения : - разработка основной образовательной программы, включающей : - пояснительную записку - планируемые результаты освоения основной образовательной программы - учебный план(ы) - программу формирования универсальных учебных действий - рабочие программы учебных предметов, курсов - программу духовно-нравственного развития, воспитания - программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - программу коррекционной работы - систему оценки достижения планируемых результатов - разработка локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенных уставом образовательного учреждения - модернизация системы методической работы - организация внутри- и меж- ведомственного взаимодействия по вопросам введения ФГОС - создание условий реализации ООП
ЕГЭ и ФГОС-2 Сегодня: КИМы соответствуют ФГОС-1 (достижение исключительно предметных результатов) Завтра: ФГОС-2 потребует иной системы оценки достижений школьников (необходим пересмотр содержательного и организационного формата ЕГЭ)
Международные сравнительные исследования качества общего образования Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011 годы) PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011 годы) ICCS (1999, 2000, 2008 годы) TEDS (2008 год) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2012 годы) TALIS (2008 год)
Краткая информация об исследованиях Цели и задачи Исследование TIMSS и PIRLS TIMSS: Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) PIRLS: Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007; PIRLS: 2001, 2006) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах Исследование PISA Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания Оценка качества и доступности образования Выявление динамики результатов (2000, 2003, 2006, 2009) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах
Почему более 60 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях? Международный симпозиум «Методологические преимущества крупно-масштабных кросс-национальных исследований в области образования (2000 г.): 1.Высокое научное и техническое качество проводимых исследований и вследствие этого высокое доверие к их результатам. Страны используют результаты международных исследований для реформирования системы образования. 2.Во многих странах больше доверия к международным исследованиям, чем к национальным 3. Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами 4.Международные исследования способствуют обеспечению качества проведения национальных исследований в области образования 5. В рамках международных исследований наиболее эффективно отрабатываются новые методики и технологии в области оценки качества образования
Что дает России участие в международных исследованиях качества общего образования Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в стране и ее относительном положении в мировой системе образования с учетом международных образовательных стандартов. Аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов, создавать новые учебники, а также обновлять программы повышения квалификации учителей
Что дает России участие в международных исследованиях качества общего образования При разработке контрольных измерительных материалов национальных экзаменов (ЕГЭ и ГИА 9) используется система обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.
Модель образовательных возможностей Образовательные цели, которые ставит школа Образовательные цели, которые ставит учитель (связанные с содержанием образования) – реализуемый уровень образования Практика обучения – реализуемый уровень образования Практика обучения – реализуемый уровень образования Результаты выполнения тестов TIMSS – достигнутый уровень образования Характеристика ученика 1. Общие сведения 2. Экономический уровень семьи 3. Культурный уровень семьи 4. Отношения 5. Виды деятель- ности 6. Ожидания и планы Характеристика ученика 1. Общие сведения 2. Экономический уровень семьи 3. Культурный уровень семьи 4. Отношения 5. Виды деятель- ности 6. Ожидания и планы Характеристика системы образования 1. Дифференциация учащихся 2. Ступени обучения 3. Уровни принятия решения о содержании образования 4. Образование и здраво- охранение, культура и др. Характеристика учителя 1. Общие сведения 2. Ориентация в учебном предмете 3. Педагогические установки 4. Социальный статус и мотивы преподавания Характеристика учителя 1. Общие сведения 2. Ориентация в учебном предмете 3. Педагогические установки 4. Социальный статус и мотивы преподавания Выбор учебных курсов, предлагаемый школой; другие функции школы (включая социальные) Выбор учебных курсов, предлагаемый школой; другие функции школы (включая социальные) Государственные/ региональные цели образования (планируемый уровень образования) Профес- сиональное окружение учителя Квалификация учителя Система образования Ученик Школа Класс Чему могут научиться школьники? Чему научились школьники? Кто осуществляет обучение? Как организовано обучение?
Качество образования в начальной школе Источники информации: 1. Международное исследование PIRLS (2001, 2006) Выборка 2006 года: 4955 выпускников начальной школы из 232 общеобразовательных учреждений 45 регионов, 232 учителя начальной школы, 232 директора 2. Международное исследование TIMSS (2003, 2007) Выборка 2007 года: 4464 выпускников начальной школы из 206 общеобразовательных учреждений 45 регионов, 246 учителей начальной школы, 206 директоров
Качество образования в начальной школе Основные показатели: По результатам исследования PIRLS Российские школьники 4 классов (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты среди своих сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты. 2. В 2006 году показатели России улучшились как по сравнению со средними международными показателями, так и по отношению к российским показателям 2001 года (в 2001 году Россия занимала по рейтингу 12 место из 35 стран-участниц) % российских четвероклассников достигли высокого уровня понимания текстов, из них 19% достигли самого высокого продвинутого уровня читательской компетентности. 4. Существенный прирост в результатах зафиксирован по группе умений находить информацию в тексте, формулировать выводы, интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста.
Качество образования в начальной школе (продолжение) Основные показатели: По результатам исследования TIMSS В соответствии с международными стандартами качества низкий уровень подготовки по международной шкале или ниже этого уровня продемонстрировали почти пятая часть учащихся 4 класса (19% - по математике и 18% по естествознанию). Они смогли выполнить лишь самые простые задания международных тестов. 12. По сравнению с 2003 годом отмечается положительная тенденция увеличения числа российских учащихся 4 классов, достигших продвинутого уровня подготовки и по математике (с 11% до 16%), и по естествознанию (с 11% до 16%). Уменьшилось число детей, не освоивших знания самого низкого уровня по естествознанию (с 7% до 4%). По математике в 4 классе не произошло никаких изменений.
Качество образования в начальной школе (продолжение) Основные показатели: По результатам исследования TIMSS Исследование косвенным образом подтвердило улучшение общего экономического состояния российских семей к 2007 году. По данным анкетирования директоров общеобразовательных учреждений, в среднем по России на 10% по сравнению с 2003 годом увеличилось число школ, в которых большинство обучающихся из экономически благополучных семей. 14. По сравнению с 2003 годом улучшилась в среднем образовательная среда в российских школах. Значительно выросло число школ, ответы директоров которых свидетельствовали о хорошем уровне материально-технического оснащения кабинетов естественнонаучных предметов (на 32%). Значительно больше учащихся 4 классов чувствуют себя в безопасности в школе (на 11%). Отмечено в среднем повышение степени удовлетворенности как директоров, так и учителей своей работой в школе. Наблюдается тенденция – чем выше уровень удовлетворенности учителей своей работой, тем выше средний балл их учащихся.
Качество образования в основной школе Основные показатели: По результатам исследования TIMSS В соответствии с международными стандартами качества низкий уровень подготовки по международной шкале или ниже этого уровня продемонстрировали около трети учащихся 8 класса по математике (32%) и около четверти учащихся (24%) по естествознанию. Они смогли выполнить лишь самые простые задания международных тестов. 4. По сравнению с 2003 годом отмечается положительная тенденция увеличения числа российских учащихся 8 классов, достигших продвинутого уровня подготовки и по математике (с 6% до 8%), и по естествознанию (с 6% до 11%). Уменьшилось число детей, не освоивших знания самого низкого уровня по естествознанию (с 8% до 5%). Однако по математике в 8 классе таких детей стало немного больше (9%). 5. По результатам исследования TIMSS выявлено, что при наличии достаточно высокого уровня овладения предметными знаниями и умениями, российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.
Гендерные различия Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Во всех странах читательская грамотность девушек выше, чем юношей. В России гендерные различия не выявляются В других странах наблюдаются разные тенденции.
Проблемы для обсуждения 1. Как сохранить хороший уровень овладения предметными результатами и при этом сформировать высокий уровень овладения способами учебных действий и ключевыми компетенциями? 2. Как остановить снижение качества образования при переходе из начальной в основную школу? 3. Как повысить конкурентоспособность российских выпускников средней школы? 4. Как повысить эффективность школьного образования? 5. Как заинтересовать учителей переориентировать учебный процесс на формирование умений, необходимых в 21 веке? 6. Как обеспечить учителей необходимыми для этого учебно-методическими материалами?
Повод к размышлению … Более эффективные школы России (по результатам исследований PISA и TIMSS Более крупные образовательные учреждения с хорошей материальной базой, c укомплектованным штатом учителей, c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.), Больше учителей, удовлетворенных своей работой Более мотивированные учащиеся Доброжелательные отношения между учащимися и учителями Высокие требования к учащимся Хорошая дисциплина и др.
Повод к размышлению … Более эффективные школы России (по результатам исследований PISA и TIMSS) Учащиеся имеют более высокие результаты, если: Они хорошо мотивированы, Не тревожны, Верят в собственные силы и способности, Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения)
Основные характеристики реформ стран, которые повысили результаты в исследовании PISA Исследование PISA выявило, что во всех странах, в которых произошли положительные изменения в системах образования, независимо от того на каком участке шкалы находятся их результаты, введены: новые образовательные стандарты, базовая часть которых была общей для всех учащихся основной школы, единые базовые программы на уровне начальной и основной школы, национальные системы оценки и мониторинга образовательных достижений, школам было дано больше автономии в принятии решений по организации учебного процесса и распределении финансирования, осуществлена реформа педагогического образования; созданы механизмы постоянного повышения квалификации педагогических кадров; создана система поддержки школ и учащихся, демонстрирующих низкие результаты.
Три кита качества московской школы прозрачность самостоятельность ответственность
Для дополнительной информации Исследования TIMSS, PIRLS сайт Международной Ассоциации по Оценке Учебных Достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement): ссылка ссылка на международную базу данных результатов PIRLS ссылка ссылка на международную базу данных результатов TIMSS Исследование PISA сайт Организации Экономического Сотрудничества и Развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development): ссылки ссылки на международную базу данных результатов PISA-2000: PISA-2003: PISA-2009: Исследовательский институт IEA-ETS Research Institute (IERI). Направление деятельности: -совершенствование методологии исследований; -подготовка специалистов; -распространение результатов. ссылка ссылка на сайт:
Перспективы внедрения Федерального Государственного Образовательного стандарта на Юго-Западе в условиях современного социального заказа 2011 год МОСКВА ФЕЩЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ОМЦ ЮЗОУО ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Наш телефон: 8 – 499 – 128 – 68 – 96 Наш электронный адрес: