Расписание занятий в образовательном учреждении С.М. Пронина, зам. директора по опытно – экспериментальной работе, ГОУ СОШ 186, г. Москва ГОУ СОШ 186, г. Москва
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно – воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу ученического и учительского коллектива, администрации учреждения и всего учреждения в целом.
Рационально составленное расписание занятий способствует: эффективности учебно – воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, эффективности учебно – воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся и преподавателей, повышению работоспособности обучающихся и преподавателей, оптимальному использованию кабинетов, мастерских и других помещений образовательного учреждения; оптимальному использованию кабинетов, мастерских и других помещений образовательного учреждения; осуществлению тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива; осуществлению тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива; активизации деятельности ученических организаций; активизации деятельности ученических организаций; вносит плановое начало во все виды многогранной работы образовательного учреждения. вносит плановое начало во все виды многогранной работы образовательного учреждения.
Основные требования к составлению расписания
Известно, что работоспособность учащихся не остается неизменной в продолжении дня и недели. Причем характерно, что она зависит и от возраста ученика.
Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня КлассыПродуктивные урокиНепродуктивны е уроки 5 1( ), 2( ), 3( )4( ) ( ), 2( ), 3( ), 5( ) 4( ), 6( ) 8 1( ), 2( ), 3( ), 5( )4( ), 6( ) 9 1( ), 2( ), 3( ), 5( )4( ), 6( ) 10 1( ), 2( ), 3( ), 5( ), 6( ) 4( ) 11 1( ), 2( ), 3( ), 4( ), 5( ), 6( )
Стрелки после цифр означают падение ( ) или рост ( ) работоспособности учащегося на соответствующем уроке.
Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели. КлассыБлагоприятные дни Неблагоприятные дни 5 Понедельник, вторникСреда - суббота 6 Вторник, четверг, пятница, суббота Понедельник, среда Понедельник, пятница Вторник, среда, четверг, суббота Понедельник, вторник, пятница Среда, четверг, пятницаПонедельник, вторник, суббота
Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится к предметам с малым количеством часов.
Кроме этого, следует учесть чередование «легких» и «трудных» уроков, хотя понятия эти весьма относительны и в ряде случаев субъективны. Так «трудными» предметами для разных параллелей являются: 5 класс – история, литература, русский язык; 6 – 7 класс – география, история, биология, литература, физика, русский язык; 8 – 9 класс – химия, география, литература, иностранный язык; 10 класс – химия, география, литература, физика; 11 класс – литература, химия.
Трудным предметом является математика, а также те дисциплины, с которыми учащиеся при обучении встречаются впервые.
О СДВАИВАНИИ УРОКОВ Русский язык и литератураС 5 – го класса Литература10 – 11 класс Алгебра и геометрияС 7 – го класса Алгебра и начала анализа и геометрия 10 – 11 класс История и обществоведение10 – 11 класс История и граждановедение5 – 9 классы Химия и биологияС 8 – го класса ФизикаПо необходимости проведения практикума с 9 – го класса Физика и астрономия11 класс Изо и черчение8 класс ФизкультураПо необходимости при проведении занятий на лыжах с 5 – го класса Трудовое обучениеС 5 – го класса
Один из способов оценки расписания уроков (ранговая шкала трудности) Математика, русский язык11 Иностранный язык10 Физика, химия9 История, обществоведческие дисциплины8 Родной язык, литература7 Естествознание, география6 Физическая культура5 Трудовое обучение4 Черчение3 Рисование2 Музыка1
Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом (среда, четверг) или с двумя подъемами (среда и пятница). Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерности нагрузки в недельном цикле.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ должно обеспечить выполнение следующих требований: 1. Создание оптимальных условий для обеспечения высокоэффективного труда учащихся. 2. Создание оптимальных условий для обеспечения единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ должно обеспечить выполнение следующих требований: 3. Обеспечение высокого уровня эффективности труда учителя, недопущение снижения его работоспособности как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели. 4. Учет материально – технических условий школы. 5. Соблюдение требований нормативных документов, регулирующих работу образовательного учреждения
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ставит своей целью оптимизацию условий обучения учащихся, создания комфортных условий для ученика и учителя и составляется, исходя из требований организации нормального режима работы образовательного учреждения.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!!! ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!!!