Каждый урок музыки – не просто урок, а очередная ступенька познания себя и мира через Искусство Творческие задания, как неотъемлемая часть современного урока музыки Ю.Д. Михайлова, учитель музыки МОУ СОШ 15
Цель изучения предмета Музыка: развитие образного и ассоциативного мышления у обучаемого, формирование у него целостной картины мира.
1. Целостность восприятия «Творческая мастерская» Учащиеся разбиваются на три группы: художники, поэты, танцоры. Слушают муз. произведение. Задание – воспроизвести художественный образ при помощи своего вида деятельности. 1.2 «Что я представляю под музыку, то и воплощаю в другой вид деятельности» по желанию учащихся Для среднего звена – «Что ощущаю, то и передаю» (в рисунке, в стихах, в движении. 1.4 «Художники – декораторы» Оформить шоу-программу или декорации к опере, концерту. Результат: формирование навыков целостности восприятия мира
2. Гибкость мышления Ролевая игра «Я творец» - Подберите стихотворение под ритмический рисунок. - Выразите рисунком тишину, покой. - Выразите в рисунке контрастность звучания музыки (на синем небе звезды) 2.2 «Литературно-музыкальная палитра» Слушают музыкальное произведение из двух контрастных частей. Анализируют характер и содержание музыки. Перечисляют слова «оттенки» к понятиям «грусть» - трагедия, драма, печаль, обида, и т.д. Так же ко второму понятию «торжество». Напротив каждого оттенка рисуют кружок определенного цвета, соответствующего по их мнению образному значению. Составляют палитру часто встречающихся образных понятий. Результат: у учащихся формируется способность быстро переходить от одного явления к другому, развивается абстрактное мышление в процессе передачи муз. произведения средствами разных видов искусства.
3. Оригинальность мышления «Перевод музыка на язык другого вида искусства». Задание: прослушать музыку, проанализировать, перевести на язык красок (вырази в цвете), на язык литературы (сочини рассказ, историю), или на язык движения (Театр одного актера, показать пантомимой) «Экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния» - навык дирижерского жеста; - изобрази мелодию.
4.Готовность памяти. «Ассоциативная сеть» - среднее звено. Задача: Определите, о каком композиторе идет речь? Старинный – зарубежный – композитор – философ – органист – полифонист. (Бах) Классик – зарубежный – борец – революционер – громкая стремительная музыка (Бетховен) Результат: творческое развитие, умение нестандартно использовать знания в процессе решения творческих задач. Формирование умения быстро находить нужную информацию, мгновенное решение поставленной задачи.
5. Легкость генерирования идей. 5.1 «Мозговой штурм» - среднее звено. 5 класс. Задача: Составить осмысленное предложение со словами по теме пятого класса: музыка, литература, композитор или Чайковский, литература, романс и др. Предложения зачитываются, из них общим обсуждением выбираются подходящие – 8 класс. После прослушивания и анализа муз. произведения учащиеся по цепочке, без повторений, называют ассоциативные слова, относящиеся к музыке и уже названным словам. Все слова записываются на доске. Исходя из перечисленных понятий, ученикам предлагается написать сочинение о данном музыкальном произведении. Результат: учатся устанавливать отношения между слуховыми наблюдениями и отдельными свойствами, не лежащими на поверхности; учатся углубляться в сущность чувств, мыслей, образов композитора.
6. Сближение понятий «Логическая цепочка» Задание: составь логическую цепочку между двумя понятиями, в 4 – 6 этапов. «Современность» - «музыка». Пример: Современность – жизнь – красота – музыка. «Лель» - «красота». Лель – пастушок – природа – красота. Лель – персонаж – опера – музыка – красота «Пропущенное слово» Задача: найди слово, дополняющее список рядом стоящих, подтверждающее ключевое. Романс – это …………и музыка (литература) Балет – это …………., танец и музыка (литература) Опера – это …….., музыка, танец, театр (литература).
6.3. «Найди ненужное слово» Задача: предлагается цепочка музыкальных слов, которые появились в музыке из литературы. 5 – 6 кл. Песня, нота, рояль, пластинка, струна, строка, оркестр. 7 кл. ключ, голос, размер, образ, фраза, интонация, буква «Ассоциативные гроздья» Задача: подобрать к исходному слову ассоциативные слова. Пример: голос Песня человек план речь Нота Ступенька мелодия речь высота струна инструмент Результат: умение ассоциировать отдаленные понятия.
7. Способность предвидения или интуиция. 7.1 «Творческие комбинации» Прослушать 2 части из 3 частного произведения. Задача: додумать композиционную идею построения, перестановки частей, определить какой может быть 3 часть.
8. Способность к открытию. Цель: открытие неизвестных ранее существующих закономерностей, свойств, явлений мира. «Я – психолог». Направлено на ситуацию открытия художественного образа. Результат: формирование умения искать точные ассоциации, связи с жизнью. Задания: Дай словесный портрет товарища. После прослушивания 1 или нескольких произведений, составить рассказ о композиторе – человеке: его характер, чувства, отношении к миру. Обсуждение предложенных портретов, дискуссия. «Способность к открытию образного видения слова». Цель: развитие умения управлять своим творческим самочувствием, научиться образному видению слова, учиться открывать красоту во всем. Задания: мимикой и пантомимой передать смысл: 1 – 4 классы – слов: музыкант, певец, композитор, исполнитель, грустная музыка, веселая музыка. 5 – 6 классы – образы: грусть, мудрость, трагедия, солнце, драма, патриотизм, торжество. 7 класс – ощущения: покой, порыв, счастье, свет, море волнуется, ледяной ужас и.т.д. Результат: Развитие интуиции, формирование умения поиска решения путем выдвижения догадок, гипотез.
10. Воображение и фантазия. Импровизация отдельных средств музыкальной выразительности» 10.1 Знания о форме. - Прослушай произведение, изобрази форму графически. - Вырази в рисунке закономерность частей в формах (3х частной, вариационной, форме Рондо). - Сочини сказку, соответствующую определенной музыкальной форме Знания о ритме. - прослушав ритмический рисунок, изобрази его через простые движения. - сочини ритмический аккомпанемент к стихотворению. - на предложенный ритмический рисунок сочини стихотворение. - досочини заданный учителем ритмический рисунок Знания о ладе. - «Вопрос – Ответ» Пропеть вопрос в определенной ладовой окраске. Ответить – так же. - досочинить мелодическую интонацию, заданную учителем, соблюдая ладовою окраску. - сочинить мелодию на предложенный текст, выбирая определенную ладовую окраску.
Звуковысотный слух. - прослушивают отрывки музыкальных произведений в разных регистрах и сочиняют простейшие движения, характеризующие регистр. - сочинение на тему «Что я могу выразить в низком регистре?», где учащиеся описывают образы, предметы, явления, из действия, отражающие данный регистр Знания о темпе. - Передача движением под музыку ускорения и замедления: переход от ходьбы к бегу, прыжкам, передавать мяч на близком расстоянии быстро, на далеком – медленно.. - составить рассказ, где герой подвергается изменениям темпа Знания о динамике. - мимикой и движением изобразить динамический характер (громко, тихо и т.д.) передать через явления природе в рисунке динамические оттенки. Результат: формирование комбинирующего воображения.
Результат использования творческих заданий 1. Учащийся становится активным участником урока. 2. Создание условий для проявления творческих способностей ребенка. 3. Ситуация успеха. 4. Повышение учебной мотивации учеников. 5.Сформированнность у обучаемых ключевых компетенций и целостной картины мира.