Мир-это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме. Н.Н.Моисеев Актуальность: В настоящее время образование в интересах устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности, рациональным использованием природных ресурсов, управлением факторами риска. Цель: Изменение методов обучения от общеобразовательной подготовки к формированию способности решать познавательные, личностные, профессиональные, и социально-экологические проблемы. Ресурсосбережение в школе
Ресурсосбережение Ресурсосбережение – процесс производства и реализации конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла с наименьшим воздействием на человека Ресурсосберегающая технология - совокупность последовательных технологических операций, обеспечивающих производство продукта с минимально возможным потреблением материалов, воды, воздуха, и других ресурсов для технологических целей.
1. Создать у учащихся целостное представление об энергосбережении как о процессе рационального расходования энергетических ресурсов; 2. Показать важность системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии; 3. Раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения и экологии, ее связь с развитием мирового сообщества; 4. Раскрыть возможность и необходимость личного участия людей в решении проблем энергосбережения; 5. Содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления для решения проблем энергосбережения в повседневной жизни; 6. Способствовать пониманию учащимися физико-химических процессов, происходящих при преобразовании, передаче, распределении и потреблении энергии. Задачи ресурсосберегающей технологии
Элементы образования в области ресурсосбережения В младших классах - это воспитание социальной и природоохранной ответственности, а также увлеченность нужным и полезным делом. В средней и старшей школе – это воспитание ответственности за будущее планеты; Обучение научно обоснованным методам рационального потребления ресурсов; Вовлечение в выполнение индивидуальных и групповых исследовательских проектов, анализ их результатов.
Виды деятельности по ресурсосбережению в школе
Структура деятельности Совета по ресурсосбережению СОВЕТ ПО РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЮ В ШКОЛЕ Клуб «Юный эколог» мастерская бережливых (начальная школа) Творческие объединения, мастерская (среднее звено) Школьное научное общество «Искатель», проектные группы (экокоманды)
Направления работы Совета по ресурсосбережению Конкурс рисунков, фотографий, плакатов по ресурсосбережению Конкурс рассказов Конкурс творческих работ (стихи, рассказы, фотографии, декоративно-прикладное творчество) Конкурс театрального мастерства (экоспектакли, КВН) Олимпиада для старшеклассников Конкурс рефератов Задания, практические работы и проекты Энергетический аудит в школе PR-по энергосбережению, рациональному использованию воды, сокращению бытовых отходов
Сотрудничество школы в области ресурсосбережения Исследовательская деятельность (Работа по договору с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы) Научная деятельность Сотрудничество с факультетом довузовской подготовки МГИЭТ, кафедра «Общая химия и экология» МГИЭТ Научно- исследовательская деятельность «Экологическое образование Москвы и устойчивое развитие» Работа с центром ЦЭОУР (МИОО) Работа в сети национальных экологических общественных организаций SPARE Работа с Леспаркхозом г.Зеленограда РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ в ГОУ СОШ 909
1. Преподавание курса «Основы экологии Москвы и устойчивое развитие» для классов. 2. Экологический мониторинг. 3. Проведение школьных конференций по мониторингу. 4. Работа по договору с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. 5. Экологическая практика в леспаркхозе «Зеленоградский». 6. Проектно-исследовательская деятельность. Образование в области ресурсосбережения
Результаты работы школы в учебном году по ресурсосбережению В работе участвовали учащиеся 1-11 классов преподавание предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие» в классах
Проведение школьного экологического мониторинга 1-4 классы - «Экологическая безопасность на уроках», «Береги тепло»; 7-11 классы – «Качественные продукты - здоровая нация», «Проблемы утилизации бытовых отходов», «Экология космоса»
5-11 классы: 1. «Изучение развития 2. «Международной природоохранной общественности» 3. «Экологические проблемы Зеленограда»; 4. «Утилизация бытовых отходов и проблемы мусоросжигательных заводов»; 5. «Качественные продукты – здоровая нация» 6. «Экология космоса» 7. «Зеленоград. Зеленый город?». Проектная деятельность
Мероприятия в рамках программы ресурсосбережения в школе 1.Круглый стол, семинары, конференции («Наша вода», «Вредные привычки и здоровье человека», «Планета людей», «Уличные животные - наши меньшие братья», «Люди - Оставайтесь людьми!», «Наше будущее», «Сохраним природу», «Мы любим свой город». ) 2.Неделя экологии, работа лекторской группы, выпуск устных экологических бюллетеней 3.Творческие отчеты об экологических экспедициях летнего, зимнего оздоровительного лагеря 4.Конференция по программе «Экология Москвы и устойчивое развитие». 5.Внеклассная работа по эксперименту (экскурсии в Зоологический и Биологический музеи, музей экологическая сказка «Как медведь трубку курил» и др.)
Работа в сети национальных экологических организаций SPARE Школа внесена в реестр школ - участников SPARE, которые: изучают, как энергия связана с окружающей средой; делают практические шаги для энергосбережения и внедрения возобновляемых источников энергии; информируют сообщество об экологически дружественных решениях в области устойчивой энергетики.
Сотрудничество с международным общественным движением «Добрые дети мира»
Перспективы дальнейшей деятельности: 1.Активизация творческих способностей и интереса обучающихся к изучению ресурсосберегающей технологии, к проблемам охраны природы и рационального природопользования. 2.Формирование у обучающихся опыта научно- исследовательской работы, навыков полевых исследований, анализа и обработки полученных результатов, подготовки устных сообщений и публикаций. 3.Понимание проблем ресурсо- и энергосбережения в их совокупности обучающимися. 4.Оценка результатов работы и подведение итогов летней экологической практики. 5.Обмен опытом исследовательской и учебно-экспедиционной деятельности учащихся со школьниками города Москвы, в рамках проекта ШПИРЭ. 6.Информирование общественности об исследованиях, проводимых учениками школы. 7.Организация сотрудничества, поиск, апробация и внедрение в практику работы системы образования новых форм внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию.