Портфолио как метод оценки эффективности реализации индивидуальной траектории ученика А.К.Петрова, учитель химии МОУ лицей 1, город Кунгур
Компетенции профессиональные (относящиеся к предмету) общие (надпредметные)
В большинстве исследований до настоящего времени оценочная деятельность рассматривалась: 1)вне зависимости от характера, направленности, содержания и целей обучения; 2)контроль и оценка рассматривались вне связи с остальными функциями учителя.
Однако новое педагогические мышление требует перестройки не только содержания образования, но и тех методических и дидактических приемов, внесение которых позволит провести перестройку и контрольно – оценочной деятельности и учителя, и ученика.
Нами сделана попытка введения в систему своей работы личного портфолио ученика по отдельно взятому предмету. Разработано и внедрено на практике портфолио, применяемое учителем, ведущим предмет, в ходе изучения химии на среднем звене (8 – 9 классы).
Задачи исследования: Определить возможные информационные носители, которые можно применять в качестве составных частей ученического портфолио по предмету химия; Выявить, что именно и как необходимо оценивать, чтобы не навредить здоровью и эмоциональному состоянию ученика; Выяснить, как обеспечить наличие обратной связи получаемой информации на уровне педагог – ученик и педагог – родитель.
Применяется система разработанных нами диагностических анкет. Анкета Меня зовут ________________________________ и я учусь в 8 ___ классе. 2. В этом учебном году я приступил к изучению нового предмета – химии. Но я слышал(а) об этой науке от _________________________. 3. Я планирую получать по предмету химия___________ оценки.
Анкета 2. Я изучал(а) химию всю первую четверть. Мне стали понятны такие вопросы, как Но я бы хотел(а) еще знать о В этой четверти я сам сделал(а) презентацию по теме «М.В.Ломоносов». Укажи, ДА или НЕТ. Выполнил(а) творческую работу про химический элемент _________ и получил(а) за нее оценку_____. За 1 четверть мои учебные успехи по химии с оценкой____. Сам(а) же я считаю, что эта оценка Я планирую Мои пожелания на будущее
Кроме применяемых анкет нами были разработаны диагностические задания, позволяющие выявить уровень нестандартности мышления, смекалки учащихся.
Работа по анализу анкет и выполнения заданий привела к тому, что нам удалось сформировать группу учащихся, мотивированных на продолжение и углубление знаний по данному профилю, т.е. это явилось началом предпрофильного обучения и выстраивания собственной траектории развития ученика. Работа с этой группой учащихся была продолжена.
Участие в Интернет - проекте по химии, проводимым Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании: 6 команд учащихся 8 классов.
Компетенции изучать; думать; искать; сотрудничать; приниматься за дело; адаптироваться
Процесс оценивания проектов
ВЫВОД:
Практическая значимость работы по сбору материала для ученического портфолио и последующей работы педагога огромна: Во-первых, ученическое портфолио обеспечивает интеграцию качественных и количественных оценок. Во-вторых, оно позволяет педагогу осуществлять непрерывную диагностику результатов своего труда, отражающихся в работах учащихся, и, таким образом, иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.