ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Древнерусская иконопись» членов кружка «Истоки» МБОУ Красносельская СОШ учитель Морозова С.Д. Цель: собрать и изучить материал о древнерусской иконописи; подготовить презентационный материал по данной теме; познакомить с работами вышивания икон бисером.
Древнерусская иконопись Богоматерь Знамение Икона не есть некое самостоятельное искусство. Икона есть часть жизни Церкви, одно из её установлений…Церковь хочет выразить в образе своё учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной. Монахиня Иулиания Соколова
Икона – (греч. «образ», «изображение») священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого, евангельского или церковно- исторического события.
Иконописцы – первые художники Первый иконописец – монах Киево- Печерской лавры Алипий, живший в XII веке. Иконописи учился у греческих мастеров. Причислен к лику святых.
Техника иконописи Владимировская икона Богоматери XII век Основа – деревянная доска, покрытая специальным грунтом. По нему особой краской (темперой) писалось изображение. Для большей сохранности рисунок покрывали олифой. В более позднее время мастера использовали масляные краски и лак.
Русские иконописцы не стремились указывать своё имя при написании икон, ибо, по их мнению, пишет не художник, а Бог его рукой.
Богоматерь Одигитрия Указание авторства считалось проявлением гордыни, что являлось большим грехом.
Архангел Михаил XVI век Но тем не менее, слава некоторых мастеров сохранила их имена…
Феофан Грек (XIV век) В 90-х годах XIV века в Москве появляется византийский художник Феофан Гречин, уже более 20-ти лет проживавший в Новгороде. Местные художники знакомятся с византийским искусством в исполнении не мастера-ремесленника, а гения. Преображение
Троица Феофан был главной фигурой в художественной жизни русской столицы к.XIV-н.XV веков; воспитал в Москве группу талантливых учеников.
Андрей Рублёв (начало XV века) О его жизни известно очень мало. Самые ранние сведения о художнике восходят к Московской Троицкой летописи 1405 года: Тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого дворе… а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев. Спас Звенигородский XV век
Троица XV век Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а так же нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.
Известные иконы XI– XVI веков Богоматерь Владимировская XII век Государственная Третьяковская галерея
Спас нерукотворный XII век Государственная Третьяковская галерея
Благовещение Устюжное XII век Государственная Третьяковская галерея
Успение Богоматери XIII век Государственная Третьяковская галерея
Чудо о Флоре и Лавре XIII век Государственная Третьяковская галерея
Благовещение XVI век
Пресвятая Богоматерь Особое отношение к Божией Матери. Художники во все времена передавали лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.
Богоматерь Знамение Богоматерь на русских иконах всегда в печали: то в скорбной, то в светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы.
Икона Божией Матери «Скоропослушница» Мир сегодня гибнет и страждет не потому, что нет тех, кто интересовался бы его нуждами, но потому, что нет молитвенников. Многие полагают, что труд монахов бесполезен и не нужен, не ведая того, что молитва – это духовная деятельность, кровавая борьба и неусыпное бодрствование. Митрополит Иерофей (Влахос)
Икона Божией Матери «Умиление» Тропарь, глас 4 К Богородице со умилением припадем вси, грехми обременении, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.
Икона Божией Матери «Державная» Лиричность, просветленность и отрешённость – главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.
Вышивание икон бисером Икона Георгия Победоносца Икона Почаевской Божией Матери
И в заключение… Христианство – это не только вера, это наши традиции и культура, это те невидимые нити, которые связывают нас с далеким прошлым. Память о прошлом, сохранение и возрождение духовных традиций нашего народа – основа могущества и величия нашей Родины.
Источники информации 1. П.С. Гуревич «Культурология».- М, Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись».- М., Князь Ева. Трубецкой «Три очерка о русской иконе»,- Новосибирск Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О почитании икон» С.-П «Сов. энциклопедический словарь»,- М., Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org