Составитель: учитель начальных классов МОУ Весьегонская СОШ Волгина Ирина Владимировна
Актуальность проекта: Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе. Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение становится стилем жизни современного человека. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. Актуальность данного проекта подтверждается следующими противоречиями: между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока; между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся; между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в учебный процесс. Новизна. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Задачи: Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы; Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели; Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов; Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе; Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность; Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности. Предполагаемые результаты: Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний; Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме; Умение планировать работу над проектами; Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца. Участники проекта: учитель учащиеся 1 «Б» класса родители Срок реализации проекта: 1 месяц
Перейдя на стандарты второго поколения и работая по программе «Перспективная начальная школа», я решила, включать школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Начав работать по этому методическому комплекту, я включилась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность. При изучении тем по окружающему миру: «Дикие и домашние животные», «Жизнь лесных зверей в разные времена года» у детей возникла потребность в расширении знаний о жизни диких животных нашего края. Сейчас я имею небольшой опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности: 1)Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта. 2) Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации. 3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей. 4) Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, и самими учениками. 5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
В 1 классе учу выбирать тему проекта. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над мини-проектами (творческие работы учащихся). При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Эти книги помогли нам в выборе темы для творческих работ
Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Лукина Ольга Вячеславовна Художественная литература по теме
Учимся искать нужную информацию в интернете. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. Работа в информационном центре Мы в интернете
В нашей проектной деятельности выделили следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: 1 этап. Погружение в проект. На данном этапе детьми выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются индивидуальные темы для каждого учащегося по их интересам 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы. 5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Проведение открытого внеклассного мероприятия по теме «Животные нашего леса». Оформленные результаты представляются участникам проекта в виде творческой работы (мини-проекта). Участники обсуждали и анализировали полученную информацию, делились мнениями, задали докладчику вопросы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Цель: систематизировать знания учащихся о животных леса, об их образе жизни. Задачи: Формирование умения работать с информацией, добытой из разных источников (книги, энциклопедии, интернет) предложенной в виде рисунков, текстов; Формирование умения наблюдать за живой природой; Познакомить с представителями животного мира, их особенностями жизни в лесу; Воспитание культуры поведения в природе и бережное отношение к ней; Собрать материал о животных и составить справочник животных, обитающих в Весьегонском районе.
Как-то на лесной опушке встретил лесовичок девочку. -Что ты тут делаешь? -Гуляю. Я хочу познакомиться с обитателями леса. -А с кем конкретно? - Я не знаю. Помогите мне их увидеть.
-Ребята, о каких обитателях леса говорит девочка? -Кто живёт в лесу? Назовите их. -Давайте, прогуляемся по лесным тропинкам.
Или лесной заяц, как его ещё называют, днём спит, а ночью выходит на кормёжку. Зимой он питается корой деревьев. Чаще всего грызёт он молодые осинки, берёзки, бегает на берег реки, чтобы полакомиться мягкой корой ивы. К зиме зайцы линяют. Новая шерсть у них вырастает густая, тёплая. Все называют зайца трусишкой, но это не так. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложится на спину и отбивается сильными ударами лап.
Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины. Тогда на помощь зайцу приходит одна интересная особенность его организма. Кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах у хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела не кровоточит и быстро заживает, покрываясь новой шерстью.
С мышкой- норушкой С лягушкой- квакушкой
Такое бывает только в сказке. На самом деле им втроём никогда не ужиться: съел бы ёжик своих соседок – и лягушку, и мышь. Да и в теремке он ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает ёж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал ёжик, да никто ему не страшен. Свернётся в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь.
Зимой в берлоге рождается 2-3 медвежонка, которые весят всего 500 грамм. Медвежонок такой маленький, что может свободно уместиться на ладони взрослого человека.
Куница, кабан, лось, лиса, сова, хорёк.
Обыкновенная, или рыжая, лисица Лисица предпочитает открытую местность, а также перелески. Лисица хоть и хищник, но питается разнообразной пищей. Основу её питания составляют мелкие грызуны, главным образом полёвки. Зайцы играют меньшую роль, хотя лисицы могут уничтожать зайчат. Лисицы (или семья лисиц) занимают индивидуальный участок с достаточным количеством пищи и удобными норами. Они часто роют их сами или занимают чужие. Потомство приносит 1 раз в год, в выводке от 4-6 до 12 щенков. В воспитании участвуют оба родителя.
1.Рассмотрите иллюстрации с изображение белки и бурундука. Чем они похожи и чем различаются по внешнему виду? 2.Скажите, верно ли, что белка и бурундук – грызуны?
Обыкновенная белка Она может быть рыжей, пепельной почти чёрной. Линяет 2 раза в год. Питается разнообразным растительным кормом: древесными семенами, ягодами, фруктами, грибами, почками, корой и лишайниками, к этой пище добавляется: насекомые, мелкие беспозвоночные, яйца птиц и др. Белка - типичное древесное животное. Прекрасно лазает по деревьям, Легко перепрыгивает. Гнездо устраивает в дуплах. Приносит детёнышей 2 раза в год, в выводке от 3 до 8 бельчат.
Распознаётся от других змей двумя большими светлыми(беловатых, желтоватых или оранжевых)пятен, расположенных по бокам головы. В длину обычно не превышают 1 метра. Любимые места обитания поросшие кустами берега болот, ручьев и рек, влажные места и т.д. Пристанищем служат норы вырытые кротами или мышами, но и сам уж проделывает себе норы в мягкой земле или навозе. Излюбленная пища ужа: жабы, лягушки и головастики. Поедает также тритонов и других земноводных, а также ящериц, мелких грызунов. Пищу заглатывает целиком. Молодые самки несут 15-20, старые яиц. Яиц откладывают в кучу навози, листва, опилок, сырой мох и т.д., сохраняющие тепло. В зимнюю спячку впадают поздно, с наступлением осенних морозов. Для зимовок выбирают сухие места.
Распространён широко. Живёт в разнообразных ландшафтах. Питаются дикими и домашними животными. Для волков характерен семейный образ жизни. Пары образуются на длительный срок, практически на всю жизнь. Основа стаи – сеголетки с родителями. В стае особей. Они привязаны к своему логову. Логово – это естественные убежища под вывернутыми корнями, буреломом, в оврагах и т.п. Волк – хищник. Самостоятельно добывает пищу. Основу пищи составляют копытные животные (домашние и дикие), а также зайцы. Они очень прожорливы. В выводке 5-6 волчат, они родятся весной, слепыми, с закрытыми ушными отверстиями. Растут волчата быстро.
Кабан или дикая свинья Живет в разнообразных местах. Любит леса, чередующиеся с полями, лугами и болотами. Питается разнообразной пищей: 1. корневища, клубни, корни; 2. плоды, ягоды, семена; 3. наземные части растений; 4. животные корма (черви, насекомые и их личные грызуны, лягушки, змеи и т. д.). Рытье – очень характерный для кабана способ добывания пищи. Размеры участка обитания зависят от наличия кормов и защищенности угодий. В пределах участка находится и лежка. На одного самца приходится 1-3 самки. Число поросят в выводке подвержено колебаниям и зависит от упитанности самки и ее возраста. В среднем свинья приносит 4-6 поросят. Максимальное число поросят.
Подготовить рассказ о любом лесном животном (насекомом, звере, птице), о котором не говорили на занятии, представив его в виде творческой работы.