Книжный рынок России Аналитический обзор бизнес-активности и структурных смещений в гг.
Аналитический обзор Рассматривает книжный рынок как часть российской экономики, динамика которого коррелируется как макроэкономическими, так и внутриотраслевыми факторами. Оперирует индексами и абсолютными показателями, рассчитанными на основе статистических данных о книжных продажах в денежном и натуральном выражении. Уделяет особое внимание достоверности приводимых данных, избегая обтекаемых формулировок и необоснованных рекомендаций. Опирается на собственную аналитику журнала «Книжная индустрия» и закрытую сводную базу данных о продажах проекта «Книжный рынок России 2010 – 2015». Содержит только актуальные данные о рынке, доступные на январь 2011 года. Представляет информацию в визуально удобном формате, включая 25 таблиц и 23 диаграммы.
Структура Макроэкономическая ситуация в России: Базовые корреляторы книжного рынка Книжный рынок: Динамика объема и ведущие тренды Основные показатели издательской активности Ретейл-матрица книжного рынка. Диверсификационные смещения Клиент: его запросы и предпочтения
Макроэкономическая ситуация в России Динамика макроэкономических показателей РФ в 2010 году оказывает в большей степени отрицательное влияние на текущие и прогнозные значения развития книжной отрасли. В аналитическом обзоре учтены следующие показатели: Динамика индексов физического объема произведенного ВВП Темпы промышленного производства, включая индекс производства печатной продукции Индекс предпринимательской уверенности организаций в издательской и полиграфической деятельности Уровень инфляции Индекс потребительской уверенности Денежные доходы населения Динамика оборота розничной торговли РФ Показатели демографического развития по субъектам РФ
Книжный рынок: Динамика объема и ведущие тренды По предварительной оценке экономика книжной отрасли в 2011 году фактически продублирует 2010 год. Ежегодные темпы динамики книжного рынка России в денежном и натуральном выражении, %
Книжный рынок: Коррекция тематической структуры Доля основных ассортиментных групп в продажах (экз.) на территории РФ в 2010 году, % Принципиальных смещений в тематической структуре книжного рынка по итогам 2010 года не произошло. Учебная (школьная) литература является на сегодняшний день безусловным лидером по стабильно положительной динамике продаж.
Учебная литература: Темпы роста/падения продаж в натуральном выражении, % Благодаря введению ЕГЭ и ГИА рынок учебных изданий для школ сохраняет свою актуальность фактически круглый год. Источник: данные о продажах на территории РФ партнеров проекта «Книжный рынок России 2010–2015», аналитика «КИ»
Розничные каналы продаж книжной продукции РФ 2010: Структура каналов книгораспространения (доля рынка в денежном выражении) По состоянию на конец декабря 2010 года 70 % специализированной розницы считает необходимым для сохранения рентабельности магазина размещение на % торговой площади сопутствующего некнижного ассортимента.
Ценовая политика Согласно экспертному опросу «КИ» в конце 2010 года 67 % издателей сообщили о росте отпускных цен (по общему прайсу) за год в диапазоне от 5 до 10 %; около 18 % подтвердили рост своих отпускных цен в пределах от 15 до 20 %. рост отпускной цены поставщиков в 2010 году подтвердили 100 % книготорговцев, в т. ч. 60 % отметили рост на 5–15 %, треть – на 15–25 % и порядка 8 % предприятий сообщило о росте на 25–40 %.
Ценовая политика Расхождение между средней ценой издания из списка ТОП-100 в регионах и Москве составляет от 34 % (художественная литература для взрослых) до 118 % (детская литература). В секторе прикладной литературы разница достигла в 2010 году трехкратного расхождения.
Клиент: его запросы и предпочтения Компания TNS, исследование «Marketing Index – Россия 2008/ /1»: В последние два года сужение рынка происходит за счет редко читающих потребителей, обращающихся к книжному слову от случая к случаю и прочитывающих 1-3 книги за полгода (исключая учебники). Смещения в сторону интеллектуального чтения характерны главным образом для москвичей, в то время как читатели в регионах отличаются более консервативными книжными пристрастиями. Число тех, кто готов читать книги в электронном формате выросло в гг. с 7,3 % до 9,7 % населения РФ. Но доля тех, кто пользуется услугами легальных интернет-магазинов, в первой половине 2010 года составляет лишь 1,4 % населения.
Динамика значимости различных ретейл- каналов для покупателя книг в РФ Где покупали книги за последние полгода, % респондентов (TNS)
Спасибо за внимание! Светлана Зорина главный редактор журнала «Книжная индустрия» Елена Соловьёва шеф-редактор журнала «Книжная индустрия» тел./факс: (495)