Опыт разработки, проектирования и внедрения автоматизированной технологии обслуживания устройств ЖАТ с применением систем ТДМ и КПК Октябрь 2010 г. Вотолевский Александр Леонидович - начальник отдела ИТ ГТСС
2 План выступления на ТрансЖАТ – 2010 г. по теме «Опыт разработки, проектирования и внедрения автоматизированной технологии обслуживания устройств ЖАТ с применением систем ТДМ и КПК»: Направления технологических работ ГТСС (слайд 3) Виды проектируемых технологий и их основные характеристики (слайды 4-9) Суть проектирования ТО, структура и состав ПСД раздела «ТО» (слайды 10-15) Эффективность внедрения проектируемых технологий ТО (слайды 16-17) Этапы подготовки участка для ввода в эксплуатацию автоматизированной технологии ТО и дальнейшего перехода к обслуживанию «по состоянию» (слайды 18-19) Планируемые работы на IV кв – 2011 гг. (слайд 20) Предложения в проект рекомендаций ТрансЖАТ-2010 (слайд 21)
3 Направления работ ГТСС по разработке, проектированию и внедрению современных технологий обслуживания и ремонта устройств ЖАТ разработка технологической документации для ТО (тех. карты, технологические инструкции, учетные формы, методики испытаний) экспертирование документации других организаций (стандарты, инструкции, тех. карты, ТЗ, ТУ, документация на ПО) аналитические работы по проблемам технологии обслуживания (по ТРЦ, по объему автоматизации графика ТО, по дополнению существующих ТК и другие) методологические работы для проектирования технологии обслуживания (МУ, ТМП, ТР) проектирование технологии обслуживания устройств ЖАТ в проектах строительства/реконструкции участков ж.д. внедрение и сопровождение автоматизированной технологии обслуживания технологическая документация для ремонта и замены устройств ЖАТ в условиях специализированной ремонтной дистанции СЦБ (Псковская ШЧ-16)
4 Виды проектируемых технологий ТО устройств ЖАТ для участков ж.д. автоматизированный контроль параметров устройств ЖАТ по графику технического обслуживания по новым технологическим картам с применением АРМ ШН системы ТДМ мониторинг и диагностирование технического состояния устройств ЖАТ технологами и диспетчерами ШЧ, взаимодействие с дорожным центром ТДМ применение карманных персональных компьютеров (КПК) для обслуживания линейными бригадами устройств ЖАТ, использование технологии идентификации устройств ЖАТ по GPS-координатам и методом штрихкодирования применение КПК в РТУ для автоматизации учета ремонта и замены аппаратуры ЖАТ c использованием технологии штрихкодирования дооснащение линейного производственного участка (ЛПУ) СЦБ в соответствии с проектом ТОиР специализированным транспортом и другими средствами технологического обеспечения Состав проектируемых технологий на участке устанавливается в ТУ
5 напряжения цепей питания на питающей установке выпрямленное напряжение и ток на выходе выпрямителя (только ШЧ-12 и участок Мга – Гатчина) напряжения на входе путевого приемника и на путевом реле ТРЦ напряжение на выходе путевого генератора ТРЦ на Окт ж.д. временные параметры: время замедления сигнальных реле, выдержка времени при отмене маршрутов (кроме уч. Мга – Гатчина) токи перевода стрелок постоянного тока (ШЧ-8 и ШЧ -12) остаточное напряжение на входе путевого приемника и на путевом реле ТРЦ (ШЧ-12) кодовый ток и временные параметры кодов АЛС (ШЧ-12) сопротивление изоляции жил кабеля релейного конца РЦ с реле ДСШ (ШЧ-8) сопротивление изоляции монтажа на станции, оборудованной сигнализаторами заземления (ШЧ-12) Автоматизация выполнения графика ТО на АРМ ШН CТДМ. Состав параметров на первых участках (АПК-ДК в ШЧ-8 и на уч. Мга – Гатчина ОКТ ж.д., АДК-СЦБ на уч. Песчанокопская – Вперед ШЧ-12 СКВ ж.д.)
6 Автоматизация выполнения графика ТО на АРМ ШН CТДМ. Характеристика первых участков внедрения Участок Тихвин – Ефимовская ШЧ-8 Октябрьской ж.д. – 6 станций и перегонов –с – постоянная эксплуатация по 6 ТК, 8 параметрам (из 8 ТК, 11 параметров) Участок Мга – Гатчина ШЧ-7, -9, -12, -14 Октябрьской ж.д. – 6 станций и 5 перегонов (проектирование и внедрение автоматизации ТО в ходе реконструкции участка) –со II кв г. постоянная эксплуатация по 4 ТК, 6 параметрам Участок Песчанокопская – Вперед ШЧ-12 Северо-Кавказской ж.д. – 7 станций и перегонов – – приняты в постоянную эксплуатацию 13 ТК, 20 параметров. Ближайшая перспектива (по мере реконструкции участков): –участок Гатчина – Веймарн – Усть-Луга ШЧ-14 Окт. ж.д. –участок Рощино – Верхне – Черкасово (искл.) ШЧ-13 Окт. ж.д. –участок Сочи – Адлер СКВ ж.д. –отдельные станции ВСБ, КБШ, ЮВС ж.д.
7 Результат выполнения графика ТО на АРМ ШН СТДМ по автоматизированной технологии Контроль факта и качества выполнения работ автоматизированным методом (со стороны технолога)
8 Автоматизация ТО устройств ЖАТ с применением КПК на участке ж.д., предусмотренная ПСД раздела «ТО» Основные технологические возможности: Информационная поддержка электромеханика в ходе выполнения ТО (технологические карты, телеграммы, приказы) Учет отступлений от норм содержания устройств ЖАТ (КСУ-КПК) - как нижний уровень задачи П-КСУ, увязанной с АС КМО, которая должна эксплуатироваться у ШЧД и ШНС Выполнение работ по оперативным планам с отметкой результатов на КПК (КТО-КПК) Передача по СПД диспетчеру ШЧ информации о выполнении электромехаником работ: - внутри приводов стрелок и муфт - с подтверждением считывания внутреннего штрихкода - по другим устройствам – с подтверждением по сигналу GPS Учет и расследование электромехаником нарушений в работе устройств АЛС и САУТ с применением КПК (АЛС-КПК) - как нижний уровень задачи КЗ АЛСН Учет результатов измерений отдельных параметров в ходе ТО Дополнительные возможности: Фотосъемка и передача по электронной почте фотоизображений с места работы электромеханика (отказавшее устройство и т.п.) Получение на КПК оперативной информации по электронной почте (ТЛГ, материалы для разбора, графики от технологов и др.) Оперативная сотовая связь с электромехаником (использование КПК как сотового телефона) Перспективные возможности: Оперативная передача диспетчерам и технологам информации по GSM-сети о нахождении ШН на обслуживаемом объекте Применение КПК работниками дорожной лаборатории и руководством ШЧ
9 Автоматизированный контроль параметров устройств ЖАТ по графику ТО с применением АРМ ШН системы ТДМ КПК для автоматизации выполнения и контроля тех. обслуживания устройств ЖАТ Оборудование АРМов электромеханика для автоматизированного ТО Отдельное рабочее место ШНУпрощенное рабочее место ШН
10 Суть ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТО устройств ЖАТ привязка всех технологий, предусмотренных ТЗ (ТУ), соответствующих технологических документов и ПО к конкретным участкам, рабочим местам и устройствам ЖАТ взаимная увязка в проекте по технологическим аспектам разделовСЦБ, СТДМ, Связь и ТО для обеспечения современной технологии ТО на участке увязка требований к системе ТДМ на участке с технологическими последствиями на этапе подготовки ТЗ и ТУ на проектирование
11 Пример решений по АТО на 1-х этапах проектирования (увязка разделов СЦБ, СТДМ и ТО по ст. Горхон ВСЖД)
12 Состав ПСД и основные решения по ТО устройств на участке на 1-м этапе проектирования (стадия П) Общие решения по технологическому обеспечению участка: –по организации и оснащению АРМов ШН линейных бригад СЦБ на участке, а также АРМов ШНС, ШЧТех, ШНС РТУ –по точкам подключения к СПД дороги автоматизированных рабочих мест –по дооснащению ЛПУ СЦБ, обслуживающего проектируемый участок, средствами технологического обеспечения в соответствии с типовым проектом ТОиР Описание и схема организации внедряемых технологий автоматизированного обслуживания устройств ЖАТ на участке Перечень работ для графика ТО на участке (с выделением работ автоматизируемых на АРМ ШН системы ТДМ и работ, выполняемых с КПК) Перечень параметров и тех. карт (ТК) на автоматизированное выполнение графика ТО с применением АРМ ШН системы ТДМ (с выделением ТК, подлежащих разработке), наличие типовых материалов для проектирования и технических решений Предварительный укрупненный расчет нормативной численности электромехаников и электромонтеров СЦБ на новую оснащенность участка устройствами ЖАТ Сметные расчеты
13 Структура рабочей документации раздела «ТО» участка ж.д. (стадия Р)
14 Состав рабочей документации подраздела АТО» (стадия «Р») для каждой станции/перегона: Таблица с перечнем основных характеристик работ по графику ТО с применением АРМ ШН системы ТДМ Таблица привязки параметров, контролируемых системой ТДМ, к устройствам ЖАТ (с обозначением устройств по схемам) Описание особенностей технологии автоматизированного контроля параметров устройств СЦБ по графику ТО Выборка из Сборников тех. карт и Альбома учетных форм (по операциям, автоматизируемым на конкретном объекте) по участку в целом: Таблица объектов диагностирования и мониторинга (основание для расчета трудозатрат технолога) Описание особенностей технологии диагностирования и мониторинга технического состояния устройств ЖАТ (включая расчет трудозатрат дистанции на эту работу)
15 Состав рабочей документации подраздела «КПК» (стадия «Р») для каждой станции/перегона: Таблица с перечнем основных характеристик работ по ТО устройств ЖАТ, выполняемых с применением КПК (с указанием способа контроля диспетчером выполнения работы – по GPS, штрихкоду, по внесенным в КПК измеряемым параметрам) Таблица «Места наклеивания штрихкодов на устройства ЖАТ» (с обозначением устройств по схемам) Выборка из Альбома учетных форм (по параметрам, фиксируемым в КПК) Спецификация оборудования, изделий и материалов для рабочего места ШН в части КПК и сопутствующего оборудования Сметы на СМР и ПНР в части применения КПК по участку в целом: Спецификация оборудования, изделий и материалов для обеспечивающих рабочих мест (ШНС, ШЧТех, ШЧД) Сметы на СМР
16 Эффективность внедрения автоматизированных технологий ТО с применением АРМ ШН СТДМ и КПК Повышение безопасности движения поездов за счет: –снижения влияния человеческого фактора на качество ТО, повышения технологической дисциплины –повышения качества содержания устройств, сокращения количества отказов и предотказов Уменьшение трудоемкости выполнения работ по автоматизированным операциям Сокращение времени восстановления работы устройств после выявления отказа или предотказа Повышение престижности и привлекательности профессии для молодых специалистов Создание условий для увеличения периодичности регламентных работ и перехода от планово- предупредительного метода обслуживания к обслуживанию «по состоянию» Автоматизация графика ТО на АРМ ШН системы ТДМ: Применение КПК: Информационная поддержка электромеханика в ходе выполнения графика ТО и устранения сбоев, неисправностей, отступлений от содержания устройств ЖАТ на объекте: - оперативная информация из АСУ-Ш-2 и других АСУ (АС-КМО, АСУ-НБД, МИКАР) - технологические карты, нормативы, телеграммы, распоряжения, материалы для разбора от диспетчеров и технологов по мониторингу Повышение достоверности информации у ШЧД о выполнении электромеханиками графика ТО Сокращение трудозатрат ШЧД: - на контроль выполнения электромеханиками графика ТО - на учет отступлений от норм содержания устройств СЦБ, сбоев АЛС и контроль за их устранением Сокращение трудоемкости ввода данных о новых приборах, учета замены приборов, сверки приборов на объектах работниками РТУ
17 Первые результаты внедрения автоматизированной технологии ТО – один из первых шагов для перехода к обслуживанию «по состоянию» Отработаны: технология, особенности проектирования, программное обеспечение, методики испытаний, порядок внедрения Достигнуты эксплуатационные эффекты: устранен ряд нарушений в содержании устройств и ошибок, допущенных при вводе систем более качественно отрегулированы рельсовые цепи и другие устройства снизилось количество отказов и предотказов устройств уменьшение трудозатрат по автоматизированным работам более чем в 5 раз впервые решением ЦШ увеличена периодичность измерения по графику ТО напряжений на реле ДСШ – с 1 раза в 4 недели, до 1 раза в квартал для участка Тихвин – Ефимовская
18 Этапы подготовки участка для ввода в эксплуатацию автоматизации технологии графика ТО с применением АРМ ШН СТДМ
19 Основные этапы перехода к обслуживанию устройств «по состоянию»
20 Планируемые работы по ТО на IV кв – 2011 гг.: Внедрение автоматизированной технологии обслуживания на участке Гатчина - Веймарн - Усть-Луга и Рощино – Верхне-Черкасово ОКТ ж.д., на отдельных станциях других дорог Проектирование автоматизированной технологии обслуживания: –для Олимпийских объектов СКВ ж.д. –для участков ОКТ, ВСБ, ЮВС, КЛН, СКВ, КБШ, ГРК ж.д. в соответствии с ТЗ/ТУ дорог Разработка Технических решений по проектированию автоматизированной технологии в составе рабочих проектов строительства/реконструкции участков, оснащаемых АДК-СЦБ Участие в актуализации Типового проекта ТОиР средств ЖАТ Разработка нового проекта ТОиР для участка высокоскоростного движения Октябрьской ж.д. (Бологовская ШЧ-4) Проектные работы и авторский надзор за оснащением дорожных центров ТДМ
21 Предложения в проект рекомендаций ТрансЖАТ-2010
22 Контакты по вопросам разработки и проектирования ТО «Гипротранссигналсвязь» – филиал ОАО «Росжелдорпроект», , Санкт-Петербург, ул. Боровая, д. 49; тел: (812) , факс: (812) , , Адрес сайта: Начальник отдела – Вотолевский Александр Леонидович тел. (812) ; ж.д. тел. (912) ; факс (812) ; ж.д. факс (912) Главный специалист – Лебедев Алексей Евгеньевич (разработка и проектирование) тел. (812) ; ж.д. тел. (912) ГИП – Исупова Наталья Викторовна (проектирование) тел. (812) ; ж.д. тел. (912) GTSS_