Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе Московский центр качества образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе Московский центр качества образования.
Advertisements

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
Определение уровня готовности первоклассников к школе. Итоги первого этапа адаптационного периода Выступает: педагог-психолог, учитель 1-го класса Васьковская.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
{ Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор, влияющий на качество.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
МБОУ СОШ 152. Показатели готовности к обучению в начальной школе психофизиологическая и интеллектуальная зрелость; сформированность предпосылок овладения.
Опыт участия Томской области в мониторинговых исследованиях Сербина Наталья Павловна, с.н.с. ЦОКО ТОИПКРО.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
Московский центр качества образования учебный год ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
«Результаты мониторинга образовательных достижений первоклассников в конце учебного года» Родительское собрание «Результаты мониторинга образовательных.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Транксрипт:

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе Московский центр качества образования

Проект «Мониторинг образовательных достижений в начальной школе» ( проект начат по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы) Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Общее руководство: Г.С. Ковалева, к.п.н. Методика выявления готовности к школе: А.Л. Венгер, д.псих.н. Общие подходы, методика оценки отношений к школе, анкета для учителя, анкета для родителей и карта первоклассника: И.В. Ермакова, к.псих.н., О.В. Даниленко Консультанты и эксперты: К.А. Краснянская, к.п.н., О.А. Рыдзе, к.п.н., М.И. Кузнецова, к.п.н., А.О. Татур, к.ф-м.н. Общая концепция и результаты проекта обсуждались в профессиональном сообществе (ИСМО РАО и Психологический институт РАО) среди специалистов по оценке качества общего образования и учителей Тамбовской и Тверской областей, Красноярского края. В ходе эксперимента было обследовано более первоклассников.

Задача проекта-разработать технологию изучения готовности к обучению в школе с последующим использованием результатов обследования для дальнейшей поддержки детей в школе и мониторинга образовательных достижений на основе известных и принятых в школе методик.

За период с 2006 по 2010 годы : разработаны и операционализированы показатели готовности первоклассников к обучению в школе; разработаны и апробированы инструментарий и технология исследования; разработаны формы представления результатов на различных уровнях системы образования; подготовлены рекомендации по интерпретации результатов и организации целенаправленной индивидуальной работы учителя и школьного персонала с учащимися первых классов.

г.Москва ( уч.год) г.Москва ( уч.год) В сентябре 2010 г. при проведении диагностики было обследовано В сентябре 2010 г. при проведении диагностики было обследовано первоклассников из 872 классов 342 школ Москвы Из 342 школ 187 ОУ согласно приказу 1187 от г. стали пилотными школами по внедрению стандартов второго поколения Задания по 4 методикам, выполненные первоклассниками, были проверены и оценены Задания по 4 методикам, выполненные первоклассниками, были проверены и оценены Для каждого ребенка была заполнена карта первоклассника Для каждого ребенка была заполнена карта первоклассника родителя и 872 учителя ответили на вопросы анкет родителя и 872 учителя ответили на вопросы анкет

1-ый этап диагностики Основная цель диагностики: получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в школе, получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в школе, о факторах связанных с учащимися, учебным процессов, семьями учащихся, которые могут позволить сформировать систему оценки готовности первоклассников к обучению в школе, о факторах связанных с учащимися, учебным процессов, семьями учащихся, которые могут позволить сформировать систему оценки готовности первоклассников к обучению в школе, разработать рекомендации по определению индивидуальных траекторий обучения учащихся и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и учителям. разработать рекомендации по определению индивидуальных траекторий обучения учащихся и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и учителям.

Организация диагностики Обследование первоклассников по пяти методикам («Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», тест отношений к школе «Домики») проводится на 3-4 неделе учебного года. Работы первоклассников оцениваются учителями и психологами, ведущими соответствующие классы. Анкетирование учителей для получения информации об особенностях организации учебного процесса, а также о подготовке класса к обучению в школе Анкетирование родителей с целью получения информации о том, как учащиеся готовились к школе, организуется в ходе родительского собрания Заполнение Карты первоклассника учителем и медицинским работником

Заполнение в школе и передача в МЦКО на обработку электронных автоматизированных форм с результатами выполнения диагностических методик первоклассниками электронной анкеты учителя анкет родителей анкет первоклассников

показатели готовности первоклассников к обучению в школе; показатели готовности первоклассников к обучению в школе; контекстные показатели, связанные с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся. контекстные показатели, связанные с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся. Все рассматриваемые в работе показатели были разделены на два блока:

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе : Первая группа показателей- рассмотрение общего развития ребенка (определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы) Вторая группа показателей - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми) Дополнительно использовались показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка, семья как ресурс школьной успешности ребенка, цена адаптации. цена адаптации.

Результаты обследования представлены в графической форме и составляют так называемый Профиль Профиль готовности первоклассника к обучению в школе (родители, учителя, психологи) Профиль готовности первоклассника к обучению в школе (родители, учителя, психологи) Профиль готовности класса (учителя, психологи, администрация) Профиль готовности класса (учителя, психологи, администрация)

Профиль учащегося

Профиль класса

Первоклассник 2010 По результатам диагностики первоклассников в сентябре 2010 г.

Возраст поступления в школу Родители: Ребенок пошел в школу в возрасте ОУ Пилотные ОУ по внедрению стандартов второго поколения Всего 2010 Всего 2009 До 6 лет0,61% 0,5% От 6 до 6,5 лет6,46%5,31%5,75%6,0% От 6,5 до 7 лет40,29%40,23%40,25%41,6% От 7 до 8 лет50,91%52,78%52,06%50,9% Старше 8 лет0,34%0,26%0,29%0,2% Всего

Уровень общей готовности первоклассников к обучению в школе Уровень Оценка учителя Низкий 15% 14% Средний 58% 55%55% Высокий 21% 23%

Из всех обследованных первоклассников в сентябре 2010 года (по мнению учителей) 65 % хорошо готовы к изучению чтения 65 % хорошо готовы к изучению чтения 52 % хорошо готовы к изучению письма 52 % хорошо готовы к изучению письма 76% хорошо готовы к изучению математики 76% хорошо готовы к изучению математики

Расхождения в оценках учителей и родителей обследуемых первоклассников При оценке общей готовности к обучению в школе наблюдается завышение оценок родителей слабо подготовленных детей (до 13%). При оценке общей готовности к обучению в школе наблюдается завышение оценок родителей слабо подготовленных детей (до 13%). В оценке хорошо готовых детей учителя и родители почти не имеют расхождений. В оценке хорошо готовых детей учителя и родители почти не имеют расхождений.

Индивидуально- личностные особенности первоклассников

Особенности поведения первоклассников Интегральный показатель «Успешность функционирования в роли ученика» демонстрирует: насколько успешно первоклассник осваивает роль ученика; насколько успешно первоклассник осваивает роль ученика; справляется с учебной нагрузкой, справляется с учебной нагрузкой, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды, управляет собственным поведением, управляет собственным поведением, способен к самоорганизации учебной деятельности. способен к самоорганизации учебной деятельности.

Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми.

Состояние здоровья первоклассников Группа здоровья Группа 126%23,3% Группа 264,1%67,0% Группа 37,7%7,9% Группа 40,4%0,2%

Состояние здоровья первоклассников Диагнозы невропатолога 8,20%5,4% Диагнозы других врачей 65,66%70,8% Травмы и операции 4,03%3,5% Жалуется на здоровье (болит голова, живот) 4,24%9,6% Речь с заиканием и нарушением произношения 22,79%19,4%

Распределение обследуемых первоклассников по физкультурным группам Физкультурная группа Основная82,4%82,8% Вспомогательная15%13,8% Освобождены1%1,5%

Подготовка к школе Более половины (52,52%) обследуемых в 2010 году детей проходили подготовку к школе в детском саду. Около 39,17% детей проходили подготовку на специальных занятиях. Занятия с логопедом перед школой посещали 23,38% детей. Для подготовки небольшого числа детей (7,51%) родители приглашали репетиторов. Самостоятельно занимались со своими детьми около трети родителей (32,57%).

Подготовка к школе в семье (родители часто занимались с детьми) Читали ему книги – 74,09% (74%) Читали ему книги – 74,09% (74%) Рассказывали ему истории – 55,7% (55,6%) Рассказывали ему истории – 55,7% (55,6%) Учили его, Учили его, используя компьютер – 30,65% (30,7%) используя компьютер – 30,65% (30,7%) Играли в слова – 49,58% (49,4%) Играли в слова – 49,58% (49,4%) Читали надписи на этикетках Читали надписи на этикетках и вывесках – 65,12% (66,4%) и вывесках – 65,12% (66,4%) Играли в развивающие игры – 62,73% (62,7%) Играли в развивающие игры – 62,73% (62,7%) Занимались с ним физической подготовкой – 45,17% (46,2%) Занимались с ним физической подготовкой – 45,17% (46,2%)

Пели ему песни - 33,05% (33,2%) Пели ему песни - 33,05% (33,2%) Играли с ним в игрушки со счетом (например, в палочки) – 47,89% (49,2%) Играли с ним в игрушки со счетом (например, в палочки) – 47,89% (49,2%) Смотрели учебные телепередачи, фильмы - 40,92% (36,1 %) Смотрели учебные телепередачи, фильмы - 40,92% (36,1 %) Рисовали – 77,12% (76,9 %) Рисовали – 77,12% (76,9 %) Лепили (из пластилина, глины и др.) – 52,6% (52 %) Лепили (из пластилина, глины и др.) – 52,6% (52 %)

Играли с ним в игрушки с алфавитом (например, в кубики) – 49,64% (49,1 %) Играли с ним в игрушки с алфавитом (например, в кубики) – 49,64% (49,1 %) Считали сдачу (в магазине, кафе) – 15,61% (16,2 %) Считали сдачу (в магазине, кафе) – 15,61% (16,2 %) Разговаривали о школе 69,24% (67 %) Разговаривали о школе 69,24% (67 %)

Поддержка семьей обучения ребенка Условия для обучения - Условия для обучения - у ребенка есть «уголок школьника» - 91,49% (91,9 %) Число детских книг дома у первоклассников - Число детских книг дома у первоклассников - более 30 книг – 65,57% (67,1 %) более 30 книг – 65,57% (67,1 %)

Оказание помощи первоклассникам при подготовке уроков В основном помогать в приготовлении уроков будут матери первоклассников (93,23%). В основном помогать в приготовлении уроков будут матери первоклассников (93,23%). Около трети отцов также планируют оказывать помощь своим детям (33,82%). Около трети отцов также планируют оказывать помощь своим детям (33,82%). Помогать детям должна школа - считают 5,81% родителей Помогать детям должна школа - считают 5,81% родителей Если потребуется готовы нанять репетитора 5,56% родителей Если потребуется готовы нанять репетитора 5,56% родителей

«Цена адаптации» - интегрированный показатель, показывающий степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу, фиксирующий особенности поведения, которых не было до поступления в школу и позволяющий предупредить перенапряжения и ухудшение здоровья ребенка

Цена адаптации ребенка к школе (отдельные элементы) Изменения в поведении ребенка После школы нуждается в отдыхе20,13%21,5% С трудом стал засыпать вечером4,84%4,6% Сон стал беспокойным5,25%5,6% Просыпается утром с трудом40,58%39,0% Просыпается утром в плохом настроении 9,35%9,9% После уроков приходит и сразу ложится спать 4,08%3,3% Изменился аппетит15,19%12,7% После школы перевозбужден17,73%18,1% Вечером с трудом успокаивается10,91%11,4% Стали заметны навязчивые движения 6,30%7,1% Тревожится о школьных делах34,08%35,1% Боится опоздать в школу и что- либо не сделать 40,94%43,2% Появились жалобы на здоровье8,80%9,6% Стал капризничать13,53%14,5% Другое3,46%3,6%

Цена адаптации ребенка к школе (обобщенный индекс) Цена адаптации Низкий уровень (0-1 баллов) 37,7%37,1% Средний уровень (2-4 баллов)50,1%49,6% Высокий уровень (5-14 баллов) 12,2%13,4%

Трудности в понимании языка обучения Только в половине классов, которые участвовали в диагностике, нет учеников, испытывающих трудности в понимании русской речи. Только в половине классов, которые участвовали в диагностике, нет учеников, испытывающих трудности в понимании русской речи.

Учителя связывают причины трудностей в школе с факторами, которые напрямую не относятся к их профессиональной деятельности, перекладывают часть ответственности за возникновение трудностей в школе на родителей, указывая на недостаточную готовность учащихся к школе. Учителя связывают причины трудностей в школе с факторами, которые напрямую не относятся к их профессиональной деятельности, перекладывают часть ответственности за возникновение трудностей в школе на родителей, указывая на недостаточную готовность учащихся к школе. Родители, в свою очередь, перекладывают часть ответственности на школу. Родители, в свою очередь, перекладывают часть ответственности на школу.

2-й этап Мониторинг образовательных достижений первоклассников (в конце учебного года)

Проверочная работа по русскому языку Проверочная работа по математике Проверочная работа по чтению Анкета для учителя Анкета для родителей Карта первоклассника

МЦКО Тел.факс