ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, к.ю.н. А.В. Зажигалкин Москва 2011 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
1.Повышенное внимание руководства России к реформе технического регулирования (курс на модернизацию и инновации). 2.Дальнейшая ориентация на международные нормы и требования ВТО. 3. Дальнейший поиск приемлемой методологии и модели технического регулирования (стихийный подход). 4. Переориентация технического регулирования на наднациональный уровень (таможенный союз и остальные уровни). КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЮ В РОССИИ:
СОГЛАШЕНИЯ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В рамках ЕврАзЭС: Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств- членов ЕврАзЭС от 24 марта 2005 года Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года В рамках Таможенного союза: Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года (+ Единый перечень, утв. КТС 319 от ) Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющие работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента ТС (Решение КТС от 18 ноября 2010 года 453) График разработки первоочередных технических регламентов ТС (Решение КТС от 8 декабря 2010 года 492) Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС (решение 526 от )
Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ТС В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Соглашение о гармонизации законодательств государств- членов таможенного союза в части установления ответственности за нарушение требований законодательства ТС в сфере ТР … (проект) Положение о порядке применения типовых схем оценки соответствия требованиям ТР ТС (проект) Рекомендации по оценке (подтверждению) соответствия продукции для разработки ТР ТС (проект) Разъяснение по документам, которыми должна сопровождаться продукция при размещении и обращении ее на территории ТС (проект) Единые формы документов по оценке соответствия ТС (проект) Положение о формировании перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов ТС (проект) Положение о порядке проведения взаимных сравнительных оценок процедур по аккредитации государств-членов ТС (проект) Сводный план по развитию национальных систем аккредитации, основанных на единых принципах с учетом международных требований (проект)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
8% 6% 4%4% 9% 24% 7% Нефтяная и газовая промышленность Металлургия Прочие Строительство Метрология Машиностроение Основополагающие стандарты Сельское хозяйство Пищевая промышленность стандартов Федеральный фонд национальных стандартов (на ) Уровень гармонизации 44,7% 6% Энергетика электротехника Охрана окружающей среды 10% Информационные технологии электроника, телекоммуникации 12%
Динамика обновления фонда национальных стандартов около
Распределение ведения МТК между странами СНГ Другие страны – 47, в т.ч. Беларусь -1 Казахстан - 2 Ведет Россия -221 В рамках интеграционных процессов необходимы: - активизация деятельности МГС СНГ - создание новых ТК по инновационным направлениям - развитие новых механизмов взаимодействия - максимальное обсуждение и доступ к проектам документов по стандартизации Общее количество МТК по стандартизации - 268: Задача – укрепление ведущей роли России в межгосударственной стандартизации
Фонд межгосударственных стандартов Межгосударственные стандарты по России (по СНГ 20570) ГОСТ Р 5082 стандарта Уровень гармонизации 32,9% Динамика принятия межгосударственных стандартов разработано 5995 документов (в т.ч. межгосударственных стандартов), в т.ч. : Российской Федерацией – 3452 НД и 1315 изменений; Республикой Беларусь – 364 НД и 30 изменений; Республикой Казахстан – 43 НД и 56 изменений; Фонд национальных стандартов РФ Уровень гармонизации 44 % ЗАДАЧА – УСКОРЕННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ФОНДА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 2011 г.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ СТАНДАРТОВ - в ПМС включено 334 темы на разработку (пересмотр) межгосударственных нормативных документов; - на принято 43 межгосударственных нормативных документа, разработанных в соответствии с ПМС
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССТАНДАРТА ПО РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ В 2011 ГОДУ ПРНС-2011 включает разработку 4628 стандартов: национальная стандартизация – 2515, межгосударственная – 2188, системы аттестованных данных – 25, из них: за счет средств федерального бюджета – 3975, гармонизированных стандартов – 1568, стандартов, разрабатываемых в обеспечение требований технических регламентов – Главная задача в межгосударственной стандартизации - разработка ГОСТ для обеспечения выполнения требований технических регламентов Таможенного союза. Работы проводятся по 3-м направлениям: разработка межгосударственных стандартов; переоформление ГОСТ Р в ГОСТ методом обложки (по согласованию с Беларусью и Казахстаном); рассмотрение первой, окончательной редакций и голосование по ГОСТ, разрабатываемым другими странами.
Проблемы межгосударственной стандартизации Для обеспечения исполнения технических регламентов Таможенного союза на 1 этапе необходимо разработать более 2000 межгосударственных стандартов 1. Устаревший фонд межгосударственных стандартов 2. Невысокая активность деятельности МТК и нехватка экспертов 3. Несовпадение фондов ГОСТов в странах СНГ, различная степень активности государств-членов МГС СНГ и одновременное применение странами разных стандартов в отношении одной продукции 4. Уровень гармонизации национальных стандартов с международными различается в государствах-участниках СНГ и Таможенного союза 4. Наметившееся использование разных подходов к стандартизации в странах СНГ и ТС (Еврокоды, документы EN, методы испытаний) 5. Длительная процедура разработки межгосударственного стандарта (около 2 лет, национального - не более 1,5 лет) и недостаточная готовность МГС СНГ к разработке значительного объема ГОСТ 6. Недостаточная координация деятельности при формировании программ межгосударственной стандартизации 7. Недостаточное финансирование деятельности по межгосударственной стандартизации (в России необходимы изменения в ст ФЗ)
Промышленность Малые и средние предприятия Профессиональные организации Правительство Потребители Профсоюзы Неправительственные организации За рубежомВ России и СНГ 85-90%7-10% 5-15%90% 5%Стремится к 0% Вклад в разработку стандартов ЗАДАЧА – АКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ
МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ К УЧАСТИЮ В РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Отнесение затрат на разработку национальных стандартов на себестоимость Отнесение затрат на разработку национальных стандартов на себестоимость Отнесение работ по стандартизации в сфере инновационной деятельности к НИОКР Отнесение работ по стандартизации в сфере инновационной деятельности к НИОКР Финансирование разработки национальных стандартов по принципу государственно-частного партнерства Финансирование разработки национальных стандартов по принципу государственно-частного партнерства Государственная поддержка производства продукции, маркированной знаком соответствия «ГОСТ Р» Государственная поддержка производства продукции, маркированной знаком соответствия «ГОСТ Р» Выделение в инвестиционных программах компаний с государственным участием и в ФЦП целевых разделов по стандартизации Выделение в инвестиционных программах компаний с государственным участием и в ФЦП целевых разделов по стандартизации Приоритетное использование национальных стандартов при госзакупках товаров (услуг) и проведении госэкспертизы проектов Приоритетное использование национальных стандартов при госзакупках товаров (услуг) и проведении госэкспертизы проектов ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ГАРМОНИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ В ОТРАСЛЯХ С ВЫСОКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ РАЗВИТИЯ (%) - оптимистический сценарий - умеренный сценарий - умеренный сценарий
Поручение Президента РФ «О подготовке предложений по законодательному совершенствованию института стандартизации» (поручение Президента Пр-155) В целях совершенствования национальной системы стандартизации представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на следующих ключевых направлениях: В целях совершенствования национальной системы стандартизации представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на следующих ключевых направлениях: актуализировать Концепцию развития национальной системы стандартизации (в перспективе – ФЗ о стандартизации); актуализировать Концепцию развития национальной системы стандартизации (в перспективе – ФЗ о стандартизации); сформировать на среднесрочный период Программу разработки национальных стандартов, предусматривающую ежегодное от 10 до 15 % обновление стандартов в приоритетных секторах экономики; сформировать на среднесрочный период Программу разработки национальных стандартов, предусматривающую ежегодное от 10 до 15 % обновление стандартов в приоритетных секторах экономики; продолжить курс на дальнейшую гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами и добиться к 2012 году достижения показателей гармонизации на уровне %; продолжить курс на дальнейшую гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами и добиться к 2012 году достижения показателей гармонизации на уровне %; обеспечивать стандартами на новые виды продукции и технологии, созданные при реализации госпрограмм и ФЦП и выполнении НИОКР, в целях опережающей постановки продукции на производство и гарантированного внедрения новых технологий; обеспечивать стандартами на новые виды продукции и технологии, созданные при реализации госпрограмм и ФЦП и выполнении НИОКР, в целях опережающей постановки продукции на производство и гарантированного внедрения новых технологий;
Поручение Президента РФ «О подготовке предложений по законодательному совершенствованию института стандартизации» (окончание) активизировать участие официальных представителей РФ и бизнеса в международных и региональных организациях по стандартизации; активизировать участие официальных представителей РФ и бизнеса в международных и региональных организациях по стандартизации; совершенствовать организацию размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, предусматривающую использование национальных стандартов как инструмента обеспечения качества или соблюдения технических требований к продукции (94-ФЗ); совершенствовать организацию размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, предусматривающую использование национальных стандартов как инструмента обеспечения качества или соблюдения технических требований к продукции (94-ФЗ); завершить до 1 января 2012 года работу по актуализации межгосударственных и национальных стандартов в целях решения задач обеспечения стандартами технических регламентов таможенного союза; завершить до 1 января 2012 года работу по актуализации межгосударственных и национальных стандартов в целях решения задач обеспечения стандартами технических регламентов таможенного союза; обеспечить разработку Общероссийского классификатора продукции по видам эк. деятельности (ОКПД), гармонизированного с аналогичной классификацией ЕС, а также единых классификаторов для государств-членов таможенного союза; обеспечить разработку Общероссийского классификатора продукции по видам эк. деятельности (ОКПД), гармонизированного с аналогичной классификацией ЕС, а также единых классификаторов для государств-членов таможенного союза; обеспечить межведомственную координацию работ по стандартизации, проводимых федеральными органами исполнительной власти;обеспечить межведомственную координацию работ по стандартизации, проводимых федеральными органами исполнительной власти; оптимизировать систему подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов и экспертов в области стандартизации. оптимизировать систему подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов и экспертов в области стандартизации.
СТРУКТУРА ФОНДА СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ТЕХНИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ОКС Классификационные группировки ОКС Количество стандартовСредний срок действия стандарта, лет ГОСТГОСТ Р , , Словари (терминология) 12 – Специальные отходы Защита от радиационного излучения Атомная энергетика Реакторная техника Атомные электростанции. Безопасность Делящиеся ядерные вещества и технология получения ядерного топлива Атомная энергетика. Прочие вопросы 5124 В с е г оВ с е г о
ДИНАМИКАУВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СТАНДАРТОВ (ГОСТ И ГОСТ Р) В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ТЕХНИКИ ДИНАМИКА УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СТАНДАРТОВ (ГОСТ И ГОСТ Р) В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ТЕХНИКИ Общее количество стандартов Всего – 131 стандарт: 86 ГОСТ и 45 ГОСТ Р. 35 ГОСТ Р и 2 ГОСТ разработаны ТК 322 Уровень гармонизации – 14 %
ФОНД МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО/МЭК В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ТЕХНИКИ МЭК:ИСО: ТК/ПК МЭК Название Количеств о изданных стандарто в МЭК ТК 45 (Россия) Ядерное приборостроение 36 МЭК ТК 45/ПК 45A Аппаратура контроля и управления ядерными объектами 64 МЭК ТК 45/ПК 45B Аппаратура радиационной безопасности 53 Всего153 ТК/ПК ИСОНазвание Количест во изданных стандарто в ИСО ТК 85 (Франция) Атомная энергия27 ИСО ТК 85/ПК 2 Защита от радиации 66 ИСО ТК 85/ПК 5 Технология ядерного топлива 62 ИСО ТК 85/ПК 6 Технология реакторов 6 Всего161
СОСТОЯНИЕ РАБОТ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТАНДАРТОВ МЭК В РОССИИ Наименование стандартаСостояние разработки ГОСТ Р МЭК « Атомные электростанции. Системы контроля и управления, важные для безопасности. Программное обеспечение компьютерных систем, выполняющих функции категории А Утвержден ГОСТ Р МЭК « Атомные электростанции. Системы контроля и управления, важные для безопасности. Программное обеспечение компьютерных систем, выполняющих функции категорий В и С Утвержден ГОСТ Р МЭК « Атомные электростанции. Системы контроля и управления, важные для безопасности. Общие требования Разработана окончательная редакция ГОСТ Р МЭК « Атомные электростанции. Системы контроля и управления, важные для безопасности. Классификация функций контроля и управления Разработана окончательная редакция ГОСТ Р МЭК « Атомные электростанции. Системы контроля и управления, важные для безопасности. Требования к разработке аппаратного обеспечения компьютеризированных систем Разработана первая редакция ГОСТ Р МЭК « Атомные электростанции. Системы контроля и управления, важные для безопасности. Требования к электроснабжению Разработана окончательная редакция ГОСТ Р МЭК « Атомные электростанции. Системы контроля и управления, важные для безопасности. Требования по предотвращению отказов по общей причине Разработана первая редакция ГОСТ Р МЭК « Атомные электростанции. Системы контроля и управления, важные для безопасности. Разделение Разработана окончательная редакция
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! РОССТАНДАРТ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Тел.: 8 (495)