Разработка системы индикаторов для учреждений социальной сферы Барадачев И.И. консультант МОФ СЦПОИ Новосибирск 2010
МОНИТОРИНГ Мониторинг – сбор и запись информации с целью отслеживания ежедневной деятельности и мероприятий. В широком смысле мониторинг ассоциируется с отчетом о проделанной работе, а оценка – с определением ее ценности. Показатели (индикаторы) – это количественные и качественные критерии успеха, которые дают возможность измерить и оценить достижение поставленных задач.
ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ Есть ли польза от проделанной работы и вложенных денег ? Насколько организация удовлетворяет нужды пользователей ? Есть ли результаты ? Насколько эффективно используются деньги и рабочее время ?
ИНДИКАТОРЫ Индикатор – это инструмент мониторинга, с помощью которого измеряется достижение целей проекта с возможностью их объективной проверки. Индикатор позволяет ответить на вопрос, какой достигнут прогресс в достижении цели и достигнут ли он вообще. Индикатор определяет эффективность деятельности путем сравнения реальных результатов с ожидаемыми. Индикатор не раскрывает причин, по которым не удается достичь прогресса.
ОТКУДА БЕРУТЬСЯ ИНДИКАТОРЫ ?
ПУТЕШЕСТВИЕ Если бы вы отправились в путешествие на автобусе как бы вы узнали, что прибыли на место?
причины последствия Ключевая проблема РАЗРАБОТКА ДЕРЕВА ПРОБЛЕМ Превращение проблемы в позитивную формулировку помогает определить цель Обращение к причинам проблемы идентифицирует задачи и действия Обращение к последствиям идентифицирует показатели
ТИПЫ ИНДИКАТОРОВ Количественный индикатор можно определить как меру количества, такую как численность людей, которые принимают участие в общественных слушаниях. Качественный индикатор можно определить как суждения людей и представления о предмете, такое как убеждение в том, что те люди, которые участвовали в слушаниях, обладают возможностью влияния на принятие решений.
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИНДИКАТОРОВ Какие нам нужны доказательства? Как мы добудем доказательства? Доступны из существующих источников? Нужны ли специальные данные? Кто оплатит сбор данных? Кто будет собирать и документировать доказательства? Какое количество данных необходимо?
ПРОФИЛЬ ИНДИКАТОРА Определение индикатора и единица измерения Источник получения данных Метод сбора данных Базовые данные Период сбора данных и ответственный
Миссия учреждений социальной защиты Оказание результативных социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Показатели динамики отдельных социальных девиаций и проблем Бедность, алкоголизм, бездомность, семейное насилие и т.д. Статистические данные о динамике развития системы социальных служб Социальная защита, образование, здравоохранение, миграция
ОБЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ Выведение клиента из трудной жизненной ситуации Запросы клиента удовлетворены вовремя, с высоким качеством, в полном объеме. Услуги были доступны и оказаны на уровне высокой профессиональной культуры
ОБЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ Потребность населения в социальных услугах Доля лиц, пользующихся услугами от общего числа клиентской группы
ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ Удовлетворенность услугами Качество услуг Профессионализм социальных работников Уровень удовлетворенности клиентов
Сколько услуг мы предоставили Индикаторы выполнения программы Насколько хорошо мы их предоставили Какое (количество) изменение/эффект мы произвели Какое качество изменения/эффекта мы произвели количество качество Эффект Усилие На выходе На входе
ЗатратыМероприятияОбъем услугКонечные результаты Экономия Экономическая эффективность Социальная эффективность Достижение цели Эффективность затрат ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРИМЕР ИНДИКАТОРОВ ОАО санаторий «Металлург»
ПРИМЕР ИНДИКАТОРОВ Медицинская результативность Кмр = МР : n отношение количества пациентов с положительным медицинским результатом (положительная динамика здоровья на день выписки) за отчетный период (МР) к общему числу пациентов, выбывших из учреждения за этот же период (n).
ПРИМЕР ИНДИКАТОРОВ Лечебно-оздоровительная деятельность отношение количества физиотерапевтических и оздоровительных процедур, к общему числу пациентов, выбывших за этот же период (n).
ПРИМЕР ИНДИКАТОРОВ Социальная значимость Соотношение средней заработной платы по территории (СЗПт) и средней цены путевки (Ц): СЗПт : Ц (1д) Соотношение прожиточного минимума (ПМ) и средней цены путевки (Ц): ПМ : Ц (2д) Для однозначной оценки рассматриваемого аспекта социальной эффективности высчитывается коэффициент доступности (Кд), представляющий собой среднее арифметическое значение 1д и 2д. Кд = (1д + 2д) : 2
Спасибо за внимание !