МБДОУ г. Иркутска детский сад 34 Социально-педагогический проект «Красавица Осень»
Т.А. Шорыгина Как красива осень В пестром сарафане! В чистом небе – просинь, Клен горит, как пламя. Над водой березка Золотою свечкой. И плывут листочки Вниз по тихой речке.
Разработчики проекта: Ефремова М.Н., воспитатель МБДОУ 34 Лазарева С.А., ст. воспитатель МБДОУ 34 Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители. Тип проекта: творческий, групповой. Сроки реализации проекта: долгосрочный, сентябрь-ноябрь 2009 года.
Актуальность: Данный проект носит художественно-эстетическую направленность, приобщает к миру прекрасного. Зачастую дети не воспринимают красоту окружающей природы, ее неповторимые изменения в связи со сменой времен года. Необходимо обращать внимание детей на окружающее природное богатство, учить передавать красоту природы в изобразительной деятельности, тем самым мы развиваем в детях творческое воображение, фантазию, наблюдательность, формируем умение рисовать, лепить, придумывать свои оригинальные композиции из природного материала, учим детей ценить дары природы, воспитываем бережное отношение к природным ресурсам.
Цель проекта: воспитание у детей любви к природе, бережное отношение к ее богатству, к красоте художественного слова; развитие умения передавать свои ощущения в художественных образах: в рисовании, в лепке, в аппликации.
Задачи проекта: с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей по художественно-эстетическому воспитанию. выработать систему воспитательно-образовательной работы. обобщить и расширить знания детей о различных приемах изобразительной деятельности: учить владеть гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином, глиной, соленым тестом; бережно и экономно использовать бумагу, складывать ее, выполняя различные поделки. Поощрять стремление ребенка к дизайн-деятельности (художественному оформлению быта). развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их; знакомить детей с произведениями изобразительного искусства. укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
Этапы реализации проекта: Первый этап – подготовительный: (сентябрь) 1.Изучение методической литературы по художественно- эстетическому воспитанию. 2.Изучение предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности. 3.Выбор технологий. 4.Разработка и утверждение перспективных планов работы с детьми, педагогами, родителями. 5.Подборка художественной литературы об осени.
Второй этап –практический: (октябрь - ноябрь) 1.Проведение консультаций для педагогов и родителей. 2.Пополнение предметно-развивающей среды. 3.Систематизация знаний детей и их родителей. 4.Творческие конкурсы – выставки. 5.Совместные творческие проекты детей и родителей.
Третий этап – диагностический: 1. Итоговый праздник совместно с родителями: «Красавица Осень к нам в гости пришла». 2. Презентация проекта.
Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр. Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр. Развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограничены). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.
Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослого. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. В той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы.
Обучение детей нетрадиционным техникам рисования Задача взрослого – развивать творческие способности дошкольника, воображение; научить различным способам рисования, дать понять о разной технике изображения, обогащать эмоциональный опыт.
Способы рисования: Монотипия Пальцевая живопись Рисование свечой Рисование на влажной поверхности Коллаж Рисование из тюбика Поролоновые рисунки Кляксография Рисование на копировальной бумаге Рисование точками Рисование на восковой основе (граттаж Рисование методом тычка
Рисование на влажной поверхности На мокром листе бумаги пальцем, толстой кистью, губкой или зубной щеткой наносите рисунок. Когда высохнет, сделать необходимую прорисовку деталей. Этим способом можно рисовать и на ткани.
Рисование красками на влажной поверхности
Пальцевая живопись Рисунок наносится пальцами (одним или несколькими), а также ладошкой. Бумага используется любая, краска – любая. Если работать ладошкой, то краска наливается в плоскую посуду, а вода – в плоские розетки или в банки. Условие: каждый палец набирает одну определенную краску.
Рисование методом тычка Для рисования необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Использование губки или ваты вместо кисти исключаются. Кисть при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая точка»
Аппликация
Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени»
Праздник «Красавица Осень к нам в гости пришла».
Предполагаемый результат: Формирование у детей знаний, умений и навыков о красоте окружающей природы и ее богатствах, умение передавать свои ощущения в изобразительной деятельности. Появление интереса у родителей к художественно-эстетическому воспитанию. Проведение семейного праздника: «Красавица осень к нам в гости пришла». Участие родителей в творческих конкурсах совместно с детьми. Создание вместе с родителями консультативного материала об осенних изменениях в природе.
Спасибо за внимание