Исследовательский проект на тему: «Нарушение межличностных взаимоотношений подростков в коллективе класса» Выполнила студентка группы СП-43 Громыко В.Н.
Исследование межличностных взаимоотношений в подростковом классе было проведено на базе 8 «Б» класса СШ 30 г. Гомеля. Выборка испытуемых составила 15 человек (7 девочек и 8 мальчиков) в возрасте лет.
Результаты социометрического исследования В классе выявилось: 2 лидера – две девочки; 8 предпочитаемых три девочки и пять мальчиков; 3 неавторитетных – девочка и два мальчика; 2 отвергнутых – девочка и мальчик. Наличие в классе трех неавторитетных, то есть минимально включенных в межличностное взаимодействие школьников, и двое «изгоев» вызывают тревогу и могут характеризовать как школьный класс с невысоким уровнем благополучия, так как коллектив сверстников выступает определяющим фактором формирования личности подростка, обусловливает его социальную направленность, способствует социализации, социально-педагогической адаптации. Ввиду этого изоляция от коллектива сверстников имеет серьезные последствия в жизни подростка, которые проявляются в формировании негативных черт личности и, как следствие, в социально педагогической дезадаптации.
С целью диагностики межличностных взаимоотношений в классном коллективе подростков также были использованы следующие методики: 1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе; 2. Методика диагностики ведущей стратегии защиты в общении с партнерами; 3. Методика диагностики стиля поведения в общении К. Томаса.
Уровень психологической атмосферы в коллективе Количество человек % выборки Низкий320,0 Средний960,0 Высокий320,0 Методика оценки психологической атмосферы в коллективе.. Цель: оценка психологической атмосферы в коллективе с помощью метода семантического дифференциала.
Методика диагностики ведущей стратегии защиты в общении с партнерами. Цель: исследование ведущей стратегии защиты при общении подростков в группе. Вид стратегии защиты Кол-во человек % выборки Миролюбие320,0% Избегание426,7% Агрессия853,3%
Методика диагностики стиля поведения в общении К. Томаса. Цель: методика используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Название шкалы Кол-во человек% выборки Соперничество746,7 Сотрудничество213,3 Избегание320,0 Приспособление16,7 Компромисс213,3