Докладчик: Юлия Сенотрусова, руководитель Службы УП ООО «СИГНАТЕК»
Проект – совокупность взаимосвязанных работ, направленных на создание уникального результата в рамках временных и бюджетных ограничений. Объем работ Стои- мость Сроки Качество
уникальность четкая цель и задачи временность (начало и окончание) ограничение по времени и затратам (ресурсам)
Жизненный цикл проекта последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из потребностей управления проектом. Согласно методологии Института управления проектами жизненный цикл проекта имеет 5 фаз: Инициация Планирование Выполнение Контроль и мониторинг Завершение
Продукт – материальный результат (или набор результатов) проекта. Продукт- это то, что хочет получить заказчик. Проект – это процесс создания продукта. Это то, что делает команда, чтобы выдать заказчику продукт.
Жизненный цикл продукта совокупность процессов от момента выявления потребностей в продукте и до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.
Разные продукты – по разным стандартам
Цель управления проектом: сделать работу в рамках бюджета и сроков Цель управления продуктом: сделать продукт, который будет успешен на рынке Объем работ Стои- мость Сроки Качество Потре- бители Техно- логии Конку- ренты Продукт
14 Управление стоимостью Управление содержанием Управление временем Управление интеграцией Управление персоналом Управление коммуникациями Управление рисками Управление закупками ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ Управление проектом
15 Управление качеством Управление стоимостью Управление содержанием Управление временем Управление интеграцией Управление командой Управление коммуникациями Управление рисками Управление закупками ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ Управление проектом
Определяем спонсора и договариваемся об ограничениях Фиксируем договоренности в Уставе проекта Устав проекта: o фиксирует проектный треугольник o наделяет ПМ полномочиями
Для чего нам нужны планы: чтобы не забыть что-то существенное во время выполнения проекта. Помните: что нельзя спланировать - нельзя и сделать; чтобы любой член команды сам, не «дергая» менеджера, в любой момент времени ПОНИМАЛ, «что ему делать сейчас»; чтобы общаться. Для чего планы не нужны: для наказания как самоцель Планы – это средство коммуникации. Значимость коммуникаций неизмерима, а сбой – всегда бедствие.
План управления проектом – это совокупность всех проектных планов. План управления проектом включает: План управления содержанием План управления временем План управления стоимостью План управления рисками План управления качеством План управления закупками План управления коммуникациями План управления командой План управления конфигурациями Описание общих принципов «как мы будем планировать и корректировать планы»
План – это не «клятва», а «прогноз» Планируйте с «диапазоном» Опасайтесь раздувания оценок Планы будут изменяться. Чтобы наши планы оставались достоверными, придется их корректировать
Собираем требования Создаем концепцию (scope) проекта Определяем, что будем закупать и будем ли привлекать подрядчиков? Определяем команду проекта, «выбиваем» ресурсы
Ожидание – «умозрительная картинка будущего». Как правило – достаточно широкая. Требование – конкретный, измеримый, проверяемый запрос заинтересованного лица. Ожидание нельзя включить в состав проекта, не преобразовав в требование.
Выявляем заинтересованных лиц Спонсор, заказчик, пользователи Команда, руководители отделов участников команды Выбираем методы сбора требований Интервью Опросники Мозговые штурмы (в различных вариациях) Прототипирование Собираем и балансируем требования
1. Формируем иерархическую структуру работ (ИСР) 2. Определяем перечень действий 3. Определяем последовательность действий 4. Распределяем работы между участниками 5. Оцениваем продолжительность и стоимость 6. Создаем и анализируем расписание 7. Подводим итоги: сверяем с треугольником
ИСР - ориентированная на продукт иерархическая декомпозиция работ
Критический путь отражает самый длинный путь в нашей диаграмме Ганта и самое короткое время, за которое можно выполнить проект.
Распределяем ответственность Планируем коммуникации Планируем качество
Риск – это вероятностное событие, которое может оказать положительное или отрицательное влияние на проект. Планирование управления рисками Идентификация рисков Качественный анализ Планирование реагирования на риск Изменяем планы и определяем необходимые резервы
Одни элементы Плана управления проектом влияют на другие: планируя риски, появляется необходимость скорректировать работы, расписание и, возможно, бюджет; при обсуждении коммуникаций может понадобиться скорректировать роли и ответственности и т.д. Дополнительные элементы плана управления: план закупок управление изменениями (планов)
Дело 1. Отслеживать выполнение работ. Главное внимание – главным вещам: задачам на критическом пути Дело 2. Управлять рисками Дело 3. Управлять изменениями Дело 4. Управлять ожиданиями заказчика Дело 5. Мотивировать и развивать команду Дело 6. Отчитываться о ходе проекта перед спонсором
Проводим сдачу-приемку продукта Высвобождаем ресурсы Сохраняем информацию по проекту
Мы рассмотрели лишь общие положения методологии PMI. Развивайте свои знания в этой области – изучите другие методологии, проведите сравнение. Мы не касались прикладных навыков менеджера (лидерства, коммуникативности и прочих) – на эту тему изданы сотни книг. Осваивайте их по мере необходимости. Изучите методологическую специфику управления программами и портфелями – рано или поздно вам придется столкнуться с управлением несколькими взаимосвязанными проектами. Модернизируйте знания «под себя». Сохраняйте результаты и «извлеченные уроки», умейте делиться ими с коллегами. Это позволит вашей организации эффективнее строить работу по проектам (в том числе и «затачивая» ее под ваши нужды), а ваш личный профессионализм и признание как менеджера проектов будет расти.