«Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания» Классный час – это форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Ежедневно Ежедневно Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятии. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятии. Организация питания учащихся. Организация питания учащихся. Организация дежурства в классном кабинете. Организация дежурства в классном кабинете. Индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальная работа с учащимися. Еженедельно Еженедельно Проверка дневников учащихся (не реже 1 раза в 2 недели) Проверка дневников учащихся (не реже 1 раза в 2 недели) Проведение мероприятий в классе по плану. Проведение мероприятий в классе по плану. Работа с родителями по ситуации. Работа с родителями по ситуации. Работа с учителями-предметниками по ситуации. Работа с учителями-предметниками по ситуации. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учеников. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учеников. Проведение классных часов Проведение классных часов
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Каждый месяц Каждый месяц Посещение уроков в своем классе. Посещение уроков в своем классе. Консультации у школьников психолога. Консультации у школьников психолога. Решение хозяйственных вопросов (питание, проездные билеты и т.д.). Решение хозяйственных вопросов (питание, проездные билеты и т.д.). Встреча с родительским активом. Встреча с родительским активом. Работа с активом класса. Работа с активом класса. Организация дежурства класса по школе. Организация дежурства класса по школе. Один раз в триместр Один раз в триместр Оформление классного журнала. Оформление классного журнала. Анализ выполнения плана работы за полугодие. Анализ выполнения плана работы за полугодие. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть. Проведение родительского собрания. Проведение родительского собрания. Один раз в год Один раз в год Проведение открытого мероприятия. Проведение открытого мероприятия. Оформление личных дел учащихся. Оформление личных дел учащихся. Анализ и составление плана работы с классным коллективом. Анализ и составление плана работы с классным коллективом. Сбор статистических данных о классе. Сбор статистических данных о классе. Участие в педсовете по воспитательной работе. Участие в педсовете по воспитательной работе.
Классный час как одна из главных форм воспитания в школе Форма воспитательной работы - это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы Форма воспитательной работы - это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы Формы воспитательной работы - это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми Формы воспитательной работы - это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак: 1) по количеству участников: массовые, групповые (классное собрание), индивидуальные; 2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела); 3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия). Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час работы является классный час
Функции классного часа: 1) просветительская - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. 1) просветительская - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. 2) ориентирующая - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. 2) ориентирующая - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. 3) направляющая - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. 3) направляющая - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся. 4) формирующая - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. 4) формирующая - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.
Типы классных часов. Нравственный классный час Цели: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; 2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; 2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; 4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто). 4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто).
Интеллектуально- познавательный классный час Цели: Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся; 1. Развивать познавательный интерес учащихся; 2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию 2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию
Тематический классный час Цели: Цели: 1. Развивать кругозор учащихся; 1. Развивать кругозор учащихся; 2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей. 2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
Информационный классный час Цели: Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; 2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; 2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; 3. Формирование своего отношения к происходящему; 3. Формирование своего отношения к происходящему; 4. Развитие исследовательских умений. 4. Развитие исследовательских умений.
Формы классного часа: Беседа (эстетическая, нравственная) Беседа (эстетическая, нравственная) Диспут Диспут Встречи с интересными людьми Встречи с интересными людьми Викторины по различным областям Викторины по различным областям знаний знаний Дискуссии Дискуссии КВНы КВНы Интерактивные игры Интерактивные игры Игры-путешествия Игры-путешествия Тренинги Тренинги Читательские конференции Читательские конференции досугово – развлекательный классный час (к ультпоход в театр, музей, концертные залы, выставки, концерты, огоньки, инсценировки) досугово – развлекательный классный час (к ультпоход в театр, музей, концертные залы, выставки, концерты, огоньки, инсценировки)
Принципы выбора содержания и формы проведения классного часа: Возрастных и психологических особенностей школьников; Возрастных и психологических особенностей школьников; Целей и задач, которые он ставит; Целей и задач, которые он ставит; Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся
Система действий при подготовки классного часа: Определить тему, сформулировать цель; Определить тему, сформулировать цель; Составить план (сценарий); Составить план (сценарий); Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме; Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме; Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом); Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом); Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей. Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
Советы по проведению классного часа: От предметной информации к оценке информации; От предметной информации к оценке информации; От общих оценок к развернутым суждениям; От общих оценок к развернутым суждениям; Внимание к выступлениям учащихся; Внимание к выступлениям учащихся; Акцент на важных моментах; Акцент на важных моментах; Размышления вместе с детьми; Размышления вместе с детьми; Совместный поиск решений проблемы; Совместный поиск решений проблемы; Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос); Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос); Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных. Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных.
Различие результатов и эффектов воспитательного воздействия Ребёнок саморазвитие Личностный рост Вклад дружеского окружения Вклад семьиВклад ОУ
Критерии эффективности классного часа. - личная значимость для учащихся - личная значимость для учащихся - комфортность, благоприятный психологический климат - комфортность, благоприятный психологический климат - возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих - возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников способностей школьников - обогащение жизненного опыта учащихся - обогащение жизненного опыта учащихся - духовно-нравственная ценность - духовно-нравственная ценность - вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа - вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа
Уровни результативности классного часа 1уровень 1уровень приобретение ребёнком социального знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения) приобретение ребёнком социального знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения) Форма Форма учитель - ученик учитель - ученик
Уровни результативности классного часа 2 уровень 2 уровень получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде. получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде.Форма педагог- ребёнок- детский коллектив педагог- ребёнок- детский коллектив
Уровни результативности классного часа 3 уровень 3 уровень получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социумом. получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социумом.Форма Педагог-ребёнок- детский коллектив- социальный субъект
методический конструктор классного часа ( уровни воспитательного воздействия) Например: Например: Вид внеурочной деятельности Вид внеурочной деятельности (проблемно – ценностное общение - классный час) (проблемно – ценностное общение - классный час) Приобретение школьником социальных знаний 1 уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности 2 уровень Получение опыта самостоятельного общественного действия 3 уровень этические беседы Дебаты, тематические диспуты Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
методический конструктор классного часа ( уровни воспитательного воздействия) Например: Например: Вид внеурочной деятельности Вид внеурочной деятельности (социальное творчество - классный час) (социальное творчество - классный час) Приобретение школьником социальных знаний 1 уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности 2 уровень Получение опыта самостоятельного общественного действия 3 уровень инициативное участие ребёнка в соц. акциях, организованных взрослыми Коллективное творческое дело Социально преобразующая добровольческая деятельность - проект
методический конструктор классного часа ( уровни воспитательного воздействия) Например: Например: Вид внеурочной деятельности Вид внеурочной деятельности (досугово – развлекательн ый классный час) (досугово – развлекательн ый классный час) Приобретение школьником социальных знаний 1 уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности 2 уровень Получение опыта самостоятельного общественного действия 3 уровень Культпоход в театр, музей, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» - на уровне класса, школы Акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности)
Классный час является самой распространённой формой воспитательной работы и он включён в разные воспитательные программы. Воспитательные программы, ориентированны на достижения результатов определённого уровня (1,2,3) Воспитательные программы, ориентированны на достижения результатов определённого уровня (1,2,3) Воспитательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (самоуправление) Воспитательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (самоуправление) Воспитательные программы внеурочной деятельности: младших школьников, подростков, старшеклассников. Воспитательные программы внеурочной деятельности: младших школьников, подростков, старшеклассников. Индивидуальные воспитательные программы для учащихся Индивидуальные воспитательные программы для учащихся
Задание группам: 1. начальная школа (проанализировать классный час по теме «Конвенция о правах ребёнка», подготовить презентацию) 1. начальная школа (проанализировать классный час по теме «Конвенция о правах ребёнка», подготовить презентацию) 2. средняя школа (проанализировать классный час по теме «О вреде алкоголя», подготовить презентацию) 2. средняя школа (проанализировать классный час по теме «О вреде алкоголя», подготовить презентацию) 3. старшая школа (проанализировать классный час по теме «Наркомания-болезнь 21 века. Взлёт и падение!», подготовить презентацию) 3. старшая школа (проанализировать классный час по теме «Наркомания-болезнь 21 века. Взлёт и падение!», подготовить презентацию) На момент презентации одной из групп, остальные готовят предложения по изменению формы классного часа, с данной темой для другой возрастной группы учащихся. Рекомендации: Рекомендации: 1. Использовать методический конструктор классного часа 1. Использовать методический конструктор классного часа 2. Использовать информацию к работе (электронные диски). 2. Использовать информацию к работе (электронные диски). 3. Время на презентацию 10 минут (выступление в группах 5 мин.) 3. Время на презентацию 10 минут (выступление в группах 5 мин.)
Решение педсовета: Отметить не системный характер проведения классных часов в соответствии с планом воспитательной работы школы. Отметить не системный характер проведения классных часов в соответствии с планом воспитательной работы школы. Совершенствовать методику подготовки и проведение классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации. Совершенствовать методику подготовки и проведение классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации. Активно овладеть технологией при подготовке и проведении классных часов. Активно овладеть технологией при подготовке и проведении классных часов. Разработать критерии анализа и самоанализа классного часа. Разработать критерии анализа и самоанализа классного часа. Создать банк разработок тематических классных часов (классный руководитель сдаёт одну разработку классного часа в год на электронном носителе, присутствие видеоряда обязательно) Создать банк разработок тематических классных часов (классный руководитель сдаёт одну разработку классного часа в год на электронном носителе, присутствие видеоряда обязательно)