Мониторинг развития УУД учащихся как условие реализации ООП НОО МЕРКУЛОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», автор диагностического комплекта «Учимся учиться и действовать»
Директор Центра «ТОЧКА ПСИ»
Направления деятельности: Разработка и внедрение образовательных технологий. Проектирование образовательной среды. Экспертиза эффективности инноваций. Мониторинг образовательного результата. Обучение специалистов.
Для ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ВСЕРОССИЙСКИЕ ФОРУМЫ: Неделя психологии образования Психолого- педагогическая мастерская «Грани развития» Тел.: 8 (495) ,
Мониторинг образовательных результатов учащихся: диагностический комплект «Школьный старт», «Учимся учиться и действовать» Авторы: М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова
Тематическая разминка
Представьте себе, что с помощью данных приборов проводятся измерения образовательных результатов. Что бы при этом измерялось? О чем бы говорили нам результаты измерений? Мерные ложкиТонометр
Представьте себе, что с помощью данных приборов проводятся измерения образовательных результатов. Что бы при этом измерялось? О чем бы говорили нам результаты измерений? Мерные ложкиТонометр
Ключевые понятия для дальнейшего разговора Измерение Мониторинг УУД Этапы формирования УУД
Измерение - Особая процедура, посредством которой числа или порядковые величины приписываются вещам и явлениям по особым правилам. Процедура качественной и количественной оценки рассматриваемого свойства.
Измерение Например,… Шкала АПГАР (10 баллов) A – Appearance (skin color) – цвет кожи; P – Pulse (Heart Rate) – пульс; G – Grimace (reflexes) – гримаса, возникающая в ответ на раздражение (рефлексы); A – Activity (Muscle activity) – мышечный тонус; R – Respiration – дыхательные движения.
Что такое и зачем?
Мониторинг в образовании - Система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Функции мониторинга
Проектирование Развитие Мониторинг
Что такое «универсальные учебные действия»? Умение учиться Совокупность способов осуществления деятельности
Умение аргументировать свою точку зрения:
Подводящие вопросы: Как доказать/подтвердить свою точку зрения?
Этапы формирования УУД
Подходы к измерению:
Итоговые комплексные работы «Задания дополнительной части … оценивают не столько успешность освоения базовых представлений по математике, русскому языку и окружающему миру, изучавшихся в 4-м классе, сколько владение четвероклассниками основными способами познавательных учебных действий (действиями анализа, поиска и интерпретации информации, оценочными суждениями и т.д.), а также сформированность их коммуникативных действий и навыков сотрудничества». (Из методических рекомендаций)
1 класс
2 класс
Авторский подход
Предмет мониторинга метапредметные универсальные учебные действия на разных этапах своего формирования. 1, 2 класс
Общая схема мониторинга УУД в начальной школе. ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ 1 класс2 класс3 класс4 класс
Принципы разработки диагностических заданий в 1 классе При разработке диагностических заданий учитывались особенности навыков чтения первоклассников, скорость переработки ими учебной информации, способность самостоятельно работать с инструкцией. Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме предъявления диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы и их учителю, Еноту Енотовичу. 1 вариант 2 вариант Все задания дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради
Принципы разработки диагностических заданий Каждое умение диагностируется на материале двух или трех предметных областей Принципы разработки диагностических заданий Каждое умение диагностируется на материале двух или трех предметных областей Например, умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
Введение (читает учитель) Образец (разбирает учитель) Задание А (самостоятельно) Задание Б (самостоятельно) Задание В (самостоятельно) Доп. задание Номер задания Принципы разработки диагностических заданий ОДИН разворот тетради – ОДИН блок заданий Принципы разработки диагностических заданий ОДИН разворот тетради – ОДИН блок заданий
Обеспечение условий для самостоятельного выполнения заданий ребенком при групповом проведении диагностики Обеспечение условий для самостоятельного выполнения заданий ребенком при групповом проведении диагностики Оформление рабочей тетради и вводный тренировочный блок помогают РЕБЕНКУ уверенно чувствовать себя при выполнении диагностических заданий. Тренировочные задания для отработки инструкций. Условные обозначения
Маркировка двух вариантов Обеспечение условий для самостоятельного выполнения заданий ребенком при групповом проведении диагностики Обеспечение условий для самостоятельного выполнения заданий ребенком при групповом проведении диагностики
Единая структура рабочей тетради позволяет РЕБЕНКУ самостоятельно ориентироваться в материале. Единая структура рабочей тетради позволяет РЕБЕНКУ самостоятельно ориентироваться в материале. Обеспечение условий для самостоятельного выполнения заданий ребенком при групповом проведении диагностики Обеспечение условий для самостоятельного выполнения заданий ребенком при групповом проведении диагностики
УНИКАЛЬНОСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ характер заданий УНИКАЛЬНОСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ характер заданий
Подводящие вопросы для УУД АНАЛИЗ: КАК РАЗДЕЛИТЬ ЦЕЛОЕ НА ЧАСТИ?
Подводящие вопросы для УУД СИНТЕЗ: КАК СОСТАВИТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ?
Бланки для учителя
Какую информацию получают педагог и психолог в результате диагностики Об ученике информация по каждому умению и рейтинг умений. Успешность выполнения двух типов заданий (на «выполнение» и на «ориентацию») по каждому умению. Рейтинг сформированности всех умений. О классе выявление групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом. Рейтинг сформированности каждого умения. Для каждого умения определяются группы учащихся в соответствии с результатами выполнения заданий двух типов (на «выполнение» и на «ориентацию»).
Пример из рабочей тетради для 2 класса
Методическая поддержка педагогу и психологу Методическое пособие содержит теоретический блок (описание концепции мониторинга образовательных достижений); подробное описание процедуры проведения; проблемные диалоги с детьми; пошаговый алгоритм обработки данных; интерпретацию результатов; рекомендации педагогу и психологу.
Публикации г.г. по теме «Мониторинг и развитие УУД»: Битянова М.Р. Зеркало измерений: психологический мониторинг, ИД «Первое сентября», Школьный психолог – 2011, 5 Битянова М.Р. Какой линейкой мерить УУД, ИД «Первое сентября», Начальная школа – 2012, 3 Битянова М.Р. Новое слово и новое дело. О Федеральных государственных образовательный стандартах, ИД «Первое сентября», Классное руководство и воспитание школьников – 2012, 10 М.Р. Битянова. Первоклассник: первые шаги. Диагностика готовности к обучению «Практика образования» 2011, 1,2 М.Р. Битянова Мониторинг УУД: шаг в будущее педагогической профессии. Меркулова Т.В. Подходы к решению профессиональных задач по развитию универсальных учебных действий, ИД «Первое сентября», Начальная школа – 2012, 2 Меркулова Т.В. Чему учить и как учить? ИД «Первое сентября», Начальная школа – 2012, 5 Теплицкая А.Г. Сильный аргумент. Развитие универсальных учебных действий ИД «Первое сентября», Классное руководство и воспитание школьников – 2012, 10
Автономная некоммерческая организация Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» Телефон: +7(495) Е –mail: Спасибо за внимание!