Апробация нового учебно-методического комплекта по курсу физики 7 – 9 класса учитель физики лицея 8 «Олимпия» Г. В. Елькина Волгоград 2011
при использовании нового УМК возможно достижение более высокого качества образования у учащихся экспериментальной группы; использование нового УМК позволит сократить разницу в уровнях обученности внутри экспериментальной группы.
Задачи: изучить УМК и разработать учебные модули по курсу физики 7 – 9 класса авторов Грачева А. В., Погожева В. А., Бокова П. Ю.и др. апробировать УМК с учетом БМТ; создать серию уроков слайд-лекций по избранным темам курса, опираясь на блочно-модульную технологию;
Задачи: провести сравнительный анализ уровня обученности учащихся экспериментальной и контрольной групп; дать серию открытых уроков на материале экспериментальной группы
Возможное применение результатов использование элементов нового УМК на уроках физики в классах любой направленности, при изучении практически всех тем курса формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на основе более грамотного и четкого терминологического подхода
Разработка учебных модулей Введение. Физика и физические методы изучения природы Введение. Физика и физические методы изучения природы Механические явления Механические явления 1. Кинематика прямолинейного равномерного движения 2. Относительность прямолинейного равномерного движения 3. Кинематика прямолинейного неравномерного движения 4. Кинематика прямолинейного равноускоренного движения 5. Динамика. Законы Ньютона 6. Динамика. Силы в механике 7. Импульс. Закон сохранения импульса 8. Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии 9. Статика 10. Давление твердых тел, жидкостей и газов
Разработка учебных модулей Введение. Повторение курса физики 7 класса Введение. Повторение курса физики 7 класса Молекулярная физика: Молекулярная физика: 1. Основы молекулярно-кинетической теории 2. Основы термодинамики 3. Изменение агрегатных состояний вещества 4. Газовые законы 5. Тепловые машины Основы электродинамики: Основы электродинамики: 1. Электрические явления 2. Законы постоянного тока 3. Электромагнитные явления
Разработка учебных модулей Введение. Повторение курса физики 8 класса Введение. Повторение курса физики 8 класса Механические явления Механические явления 1. Кинематика 2. Динамика 3. Импульс. Закон сохранения импульса 4. Механическая работа. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии 5. Статика 6. Механические колебания и волны Основы электродинамики Основы электродинамики 1. Электромагнитные колебания и волны 2. Оптика Атомная и ядерная физика Атомная и ядерная физика
Темы слайд-лекций по избранным главам: Криволинейное движение Законы Ньютона Закон сохранения импульса Механическая работа. Мощность Механическая энергия. Закон сохранения энергии Законы геометрической оптики Ядерная энергия
Темы слайд-лекций по избранным главам: Основные положения МКТ Основы термодинамики Электрическая емкость Конденсаторы и способы их соединения в цепи Закон Джоуля-Ленца
Процесс апробации УМК Исправление опечаток, встречающихся при работе с книгой и их корректировка Проведение срезов знаний контрольной и экспериментальной групп в течение года Сравнение качества знаний контрольной и экспериментальной групп по итогам года Оценка учащимися трудностей освоения материала по новому УМК Изучение предпочтительных видов деятельности учащихся на уроке
Мотивация изучения учащимися курса физики п/п п/п Выбранный ответ Проценты 1 Чтобы расширить свой кругозор в области науки, которую специально изучать не собираюсь 20 2 Так как меня интересует изучение физических явлений, процессов законов 50 3 Учу физику, поскольку она входит в программу обязательного обучения 54 4 Чтобы избежать неодобрения родителей и педагогов 24 5 Чтобы не быть самым неуспевающим учеником 16 6 Так как собираюсь избрать профессию, связанную с физикой 44
Оценка учащимися трудностей, встречающихся при изучении предмета п/п п/п Выбранный ответ Средн. арифм. балл (7 класс) 1 Нехватка времени 4,1 2 Нехватка усидчивости 1,8 3 Нехватка математических навыков 4,5 4 Трудное изложение материала в учебнике 2,1 5 Непонятные объяснения учителя 3,2 6 Мало интересует предмет 1,4
Оценка учащимися трудностей освоения материала по новому УМК п/п п/п Выбранный ответ Ср.ариф. балл (8 класс/ 9 класс) 1 Слишком академичное и непонятное изложение материала в тексте учебника 1,61,1 2 Отсутствие примеров к излагаемому материалу 0,80,5 3 Отсутствие примеров решения и оформления задач 4,51,3 4 Отсутствие справочных данных 0,70,4 5 Недостаток математических знаний для полного понимания некоторых тем 4,71,5 6 Отсутствие описания ряда лабораторных работ 4,10,8
Предпочтительные виды деятельности в оценке учащихся п/п п/п Выбранный ответ Средн. арифм. балл (7 класс) 1 Слушание лекций учителя 3,4 2 Самостоятельное изучение материала 2,8 3 Выполнение практических и лабораторных работ 5 4 Самостоятельная деятельность, требующая знаний не только физики, но и других естественных наук 3,3 5 Самостоятельное изучение дополнительного материала по теме 4,5 6 Решение задач 4,4
п/п п/п Выбранный ответ Ср.ариф. балл (8 класс/ 9 класс) 1 Слушание лекций учителя 3,63,4 2 Самостоятельное изучение материала 3,43,6 3 Выполнение практических и лабораторных работ 55 4 Самостоятельная деятельность, требующая знаний не только физики, но и других естественных наук 3,53,9 5 Самостоятельное изучение дополнительного материала по теме 4,74,5 6 Решение задач 4,94,9 Предпочтительные виды деятельности в оценке учащихся
Результаты срезов Диаграмма отражает результаты вводного, промежуточного и итогового срезов (средний балл)
Итоги триместров Данные, показанные на диаграмме получены как среднее арифметическое значение отметки на количество учащихся в классе
Сравнение качества знаний контрольной и экспериментальной групп по итогам года
Результаты апробации Разработаны и апробированы учебные модули по курсу физики 7-9 класса с учетом БМТ по вышеуказанной программе Разработана серия уроков слайд-лекций для 9 класса по программе А. В. Грачева Проведена серия открытых уроков и мастер-класс на материале экспериментальной группы Проведен сравнительный анализ уровня обученности учащихся экспериментальной и контрольной групп
Сравнение результатов ГИА контрольной и экспериментальной групп (2010 и 2011г.г.)