Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Статистика показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 лет. Причины возникновения речевых нарушений: · ухудшение экологической обстановки; · увеличение числа патологий беременности; · увеличение количества родовых травм; · ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; · различные социальные причины.
Исследования показывают, что на возникновение речевых нарушений у детей существенно влияют стили их общения с родителями. Именно родители свободно общаются с ребенком во время бесед, совместных прогулок, экскурсий, походов в магазин, следят за их успехами и обязательно должны вносить свой творческий вклад в коррекционно- развивающий процесс. У малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению речевых нарушений. Развивая речь – мы развиваем коммуникативные умения ребёнка. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы и составляют основную группу риска по неуспеваемости. Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Все же имеет смысл проследить: достаточно ли у ребенка развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие доказательство. Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома, какие средства для развития речи использовать. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Использование наглядного моделирования в коррекционной работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями, характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в коррекции речи детей, а именно в формировании лексико- грамматического строя. При нормальном ходе речевого развития ребенок спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы. Детям с речевыми нарушениями требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет использование ПИКТОГРАММ. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.
Пиктограммами можно изобразить слова –предметы. слова-признаки слова-действия предлоги
Какие слова обозначены этими пиктограммами?
Исправьте ошибку и произнесите правильное предложение.
Составьте предложения
Вижу Пою. Подарю Дружу.. Образование предложно-падежных конструкций.
Образование относительных прилагательных..
Использование приёмов моделирования вызывает у детей интерес к словотворчеству. Эмоциональное отношение к речевой деятельности повышает их познавательный интерес и оказывает положительное воздействие на процесс формирование речи. Кроме этого работа с моделями оказывает положительное воздействие на все стороны психического развития детей. Метод наглядного моделирования можно использовать как в системе коррекционной работы в детском учреждении на занятиях с логопедом,так и в работе с детьми дома при речевых навыков.