на тему: « Правовое регулирование купли-продажи земельных участков » Студентки: Самойловой Жанны Сергеевны «6» курса, заочной формы обучения Специальность: юриспруденция Научный руководитель: старший преподаватель Тамбов, 2011
Актуальность дипломной работы определяется тем, земля представляет особую ценность для человеческого общества, являясь первоначальным источником всякого богатства. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, поэтому вопросы, связанные с правомерным использованием и охраной земель являются на сегодняшний день одними из наиболее актуальных. Объектом дипломной работы являются сами социальные отношения, возникающие при купле-продаже земельных участков. Предмет дипломной работы правовые нормы, регулирующие данные отношения, положения доктрины, литературные источники, судебная практика о купле- продаже земельных участков.
Целью дипломной работы является раскрыть особенности применения правового института купли-продажи в отношении земельных участков, охарактеризовать его специфику на базе современного законодательства с учетом не только гражданского, но и земельного законодательства, внести предложения по совершенствованию правового регулирования и толкованию соответствующих норм. К задачам дипломной работы следует отнести: - анализ развития правового регулирования отношений по купле-продаже земли и выявление особенностей содержания договора купли-продажи земельных участков; - определение характеристики земельного участка как объекта гражданских правоотношений и объекта купли-продажи; - выявление особенности заключения договора купли-продажи земельного участка под приватизированными предприятиями; - установление специфики порядка заключения договоров купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.
ВЫВОДЫ ИЗ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: Правовое регулирование купли-продажи земельных участков на первичном земельном рынке имеет ряд особенностей, связанных как с объектом этих правоотношений - землей, так и с ее субъектами, формируя при этом специфические основания и порядок совершения купли-продажи. Несмотря на то, что земельные участки, их части и доли являются недвижимым имуществом, их оборот должен регулироваться в соответствии с природоохранными нормами и принципами земельного законодательства, так как эти объекты в соответствии с ним являются, прежде всего, невосполнимыми компонентами окружающей среды.
Любое государство с рыночной системой экономики стремится к эффективному вовлечению земель в экономический оборот, соблюдая при этом интересы общества и государства. Такую цель ставит перед собой и Российская Федерация.
Только после окончания процесса разграничения государственной собственности на землю будет установлен публичный собственник каждого земельного участка (не находящегося в иной форме собственности), будет возможно нормальное функционирование земельного рынка, пополнение соответствующих бюджетов и упорядочение многих земельных имущественных отношений; выявлены особенности правового механизма реализации купли продажи земельных участков: обозначено, что только заключенный в надлежащей форме договор купли-продажи земельного участка порождает обязательства по отчуждению в собственность земельного участка за определенную плату. Определены условия договора купли-продажи земельного участка, показана специфика их установления с учетом объекта правоотношения и субъектного состава сделки. Доказано, что существуют особые основания и порядок заключения договора купли-продажи из земель государственной и муниципальной собственности, отличные от всех иных правоотношений.
Таким образом, Основной закон Российской Федерации закрепляет, что земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами. Между тем, учитывая стратегическую, государственную важность земли (земель), законодатель устанавливает особые правила купли- продажи земель в целом.
Продажа земель составляют значительную часть поступлений в бюджеты всех уровней. С каждым днем все большее количество земельных участков вовлекаются в экономический оборот. Между тем, продажа земельных участков сопровождается на практике существенными нарушениям действующего законодательства. В настоящей работе было рассмотрено правовое регулирование купли продажи земель государственной и муниципальной собственности. Определена правовая природа указанного правоотношения, которая имеет двоякое содержание: с одной стороны, показано его имущественное начало, с другой стороны, специфическая сущность как отношения по поводу земли.
Основания и порядок заключения договора купли- продажи земель государственной и муниципальной собственности предусмотрены в земельном законодательстве в зависимости от категории земель, соответственно целей, для которых этот земельный участков приобретается и лица, которым он приобретается. Заказчик по договору подряда имеет две основные обязанности, а именно: принять результат работ, выполненных в точном соответствии с заданием заказчика и оплатить работу.
Таким образом, очевидно, что в настоящее время на практике при соблюдении устанавливаемых законодателем требований в сфере земельно-правовых отношений, а также непосредственно при реализации своих законных прав на землю или осуществлении их защиты собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы сталкиваются с серьезными затруднениями. Поэтому детальное изучение как теоретических, так и практических моментов, связанных с договором купли-продажи земельных участков является перспективным направлением деятельности.