изучение естественного и механического движения населения в городе и факторов, влияющих на динамику населения
1. Охарактеризовать динамику численности населения города. 2. Охарактеризовать естественное движение (типы воспроизводства населения) в городе. 3. Оценить показатели воспроизводства населения. 4. Сделать запрос в ЗАГСах 1 и 2 и проанализировать полученные данные. 5. Охарактеризовать миграционные процессы в городе. 6. Провести интервью в миграционной службе и управлении экономики, сделать анализ полученных данных. 7. Рассчитать средние годовые темпы роста и составить прогноз на 2010 г. и 2015г. 8. Сделать выводы по результатам исследования.
В последнее время в нашем городе обострилась демографическая проблема. Это объясняется низким уровнем рождаемости и старением населения. Кроме того на численность населения влияет и процесс миграции. Наш город становится одним из центров притяжения мигрантов. Что тоже создает определенные проблемы. Миграционный прирост незначителен. В миграционном обороте с другими регионами РФ область теряет население. Эти тенденции подсказали нам тему исследования. Измениться ли демографическая картина в будущем? Мы решили продолжить работу по исследованию данных проблем и составить свою картину демографической ситуации в городе.
Динамику общей численности населения определяет его естественный прирост (т.е. разница между числом родившихся и умерших – сальдо естественного движения) и миграционный прирост (разница между числом въехавших в страну и выехавших из нее – сальдо миграции). Мы в своей работе рассмотрим вопросы естественного и механического движения.
1 января 2007 года - 307,3 тыс. чел
1959 – 67 тыс – 169 тыс – 268,8 тыс – 313,1 тыс – 307,3 тыс – 284 тыс – 307,3 тыс.
Показатели демографии Число родившихся, на 1000 населения 7,5 8,2 8,6 8,3 Число умерших, на 1000 населения12,613,112,312,4 Естественный прирост (убыль), на 1000 населения -5,1-4,9-3,7-4,1
ПоказателиЗАГС 1ЗАГС 2Итого Зарегистрировано новорожденных Зарегистрировано умерших Коэффициент рождаемости- 10,5 на 1000 населения Коэффициент смертности - 12,2 на 1000 населения В результате естественный прирост - -1,7 на 1000 населения Так как коэффициент отрицательный, следовательно населению характерна убыль.
Год Число прибывшихЧисло убывших Коэффициент прибывших (иммиграция) Коэффициен т убывших (эмиграция) Сальдо миграции Коэффициент прибывших (иммиграция) Коэффициен т убывших (эмиграция) Сальдо миграции 9,58,41,1 9,29,5-0,3 8,59-0,5
Года Численность населения в тыс. чел Коэффициент естественного прироста (на 1000 нас) Сальдо миграции (на 1000 нас.) ,4-4,6 1, ,3-1,7-0,5
Изучая данную тему, мы пришли к выводу, что динамика населения в нашем городе характеризуется отрицательными показателями: смертность превышает рождаемость, т.е. – отрицательный естественный прирост (сальдо естественного прироста), кроме того с 2006г она еще усугубляется и отрицательным миграционным приростом (сальдо миграции). Если такая ситуация сохраниться, то можно ожидать, что приблизительно через 660 лет населения в Волжском не останется. Поэтому предлагаем администрации нашего города применять собственные меры демографической политики помимо государственных, например, стимулировать рост рождаемости, проводя различные акции. Также рекомендуем проводить мероприятия, направленные на привлечение мигрантов из регионов России и других стран. А также повысить качество и престижность ВУЗов, создать вакантные места с заработной платой, удовлетворяющей необходимые потребности работника и его семьи.
1. Д.П. Сысоев. Город нашей области. Издание 2-е Нижне- Волжское книжное издание. Волгоград 1984 год 2. Т. Башлыкова. Были заволжского края. Исторические очерки. Волгоград Газеты «Все для вас» и «Волжская правда» год 4. Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К*", Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов, 3-е изд. - М.: Издательский дом NOTA BENE, Харченко Л.П. Демография: Учебное пособие. - М.: Омега- Л, Сайты Интернета
Руководитель: Кугут И. А. Партнеры: ученики 9-го класса Техническая поддержка: Кугут И.А. и ученики 11 а класса Романенко Герман и Рябцев Валерий. Москвичева Марина, Иванкина Дарья, Алексеева Дарья, учащиеся 9 а класса