АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ АГЛОМЕРАЦИЯМИ Москва, 26 апреля 2012 г. Н.Б. КОСАРЕВА президент фонда «Институт экономики города»
Источники: данные Госкомстата РФ, расчеты авторов 2 Городские агломерации России в 2007 г. (по П.Поляну и Т.Вавиловой) Всего в России от 50 до 100 ГА Унифицированная методика делимитации: всего – 52 крупногородские ГА 83% ГА – в Европейской России; в 25 субъектах федерации ГА нет большинство городов людностью более 300 тыс. чел. – ядра ГА
Специфика российских агломераций Влияние эпохи плановой экономики (многие крупные города фактически являются агломерациями – Тольятти, Пермь, Брянск) Формирование агломераций в условиях депопуляции Проблема моногородов Процессы субурбанизации и джентрификации идут одновременно Особенности российской бюджетной системы и межбюджетных отношений (низкая роль налогов на недвижимость)
Правило Ципфа («ранг – размер»)
Экономика города против «традиционных административных методов» управления агломерациями «Ускользающая реальность» Конфигурация эффективного объединения усилий по разным проблемам – разная Отсутствие конкуренции снижает эффективность Многие проблемы только усугубляются (одна большая монополия вместо трех маленьких) Издержки управления системой большего размера, отдаление от интересов местных сообществ Многие интересы и конфликты перестают быть представлены публично, но при этом не исчезают
Основные направления эффективного управления агломерациями Повышение эффективности управления инфраструктурой Инженерная инфраструктура (транспортная, коммунальная и др.) Инфраструктура жизнедеятельности и гостеприимства Бизнес – инфраструктура Общегородская и «площадочная» инфраструктура Повышение эффективности общественного управления Повышение роли координационных инструментов и согласительных процедур как элементов планирования и управления Использование «мягких» горизонтальных инструментов управления: координация, согласование Гибкие формы делегирования полномочий по территориальному планированию и развитию инфраструктуры надмуниципальным / региональным органам управления (советы по транспорту и т.п.)
Повышение эффективности управления инфраструктурой Координация стратегических документов городского развития и документов территориального планирования Программы развития транспортной и коммунальной инфраструктуры должны соответствовать планам реализации документов территориального планирования Программы развития отдельных инфраструктур должны быть скоординированы между собой в рамках программ регионального и муниципального развития в рамках программ развития агломерации
Повышение эффективности общественного управления: модели управления развитием агломераций Одноуровневые модели: Унитарная модель - ГА как единое муниципальное образование Договорная модель - ГА как совокупность муниципальных образований Двухуровневые модели: Муниципальное и надмуниципальное управление Государственно-муниципальное управление
Традиционные функции уровней в двухуровневой модели Планирование Инвестиционная политика Управление транспортом Социальная поддержка населения Утилизация отходов Культура (частично) Среднее образование Благоустройство и рекреация Сбор отходов Пожаротушение Сбор большей части налогов Налоговая политика – инструмент выравнивания финансовой обеспеченности территорий внутри ГА
Договорная модель управления ГА в России Законодательно допускается, но нормативно- правовая база не проработана Потенциально возможные формы: Создание межмуниципальных хозяйственных обществ в форме ООО (ст ФЗ) Заключение межмуниципальных соглашений Покупка услуг одними муниципалитетами у других Совместное территориальное планирование
Красноярский опыт Губернатор края и главы администраций 7 муниципалитетов ГА подписали соглашение о совместной реализации инвестпроекта «Комплексное развитие Красноярской агломерации до 2020 года»: Создание госпредприятия – корпорации «Красноярск – 2020» Разработка и общественное обсуждение «Стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года» Разработка комплексной Схемы территориального планирования Красноярской агломерации Выбор формы управления ГА
Двухуровневая модель управления ГА в России Надмуниципальная форма – в настоящее время нет правовой базы Государственно-муниципальная форма – через создание административных округов (ст. 5 ФЗ-184): высока популярность у региональных руководителей опасность фактического огосударствления местного самоуправления
Модель управления Москвой в новых границах Предсказуемость? Комплексность? Московская агломерация vs Москва в новых границах (унитарная модель)?
Муниципальные образования в Москве Муниципальные округа Городские округа – 2 (Щербинка, Троицк) Городские и сельские поселения – 19 ??? Муниципальные районы - 3 (Подольский, Нарофоминский, Ленинский )
Принципы разграничения полномочий Межмуниципальный уровень полномочие по формированию общей стратегии социально-экономического развития полномочия, выгоды от которых распространяются на всю территорию мегаполиса М униципальный уровень полномочия, которые не нарушают прав других районов/муниципалитетов города услуги, которые могут без ущерба для других предоставляться на территории одного муниципалитета
Практика разграничения полномочий Париж – муниципалитет и департамент одновременно (уровень государственной власти) Децентрализуемые полномочия разработка местных планов землепользования содержание дорог местного значения предоставление транспортных услуг населению (в кооперации с другими муниципалитетами) содержание школьных автобусов, подвоз детей в школы обеспечение дошкольного и начального образования (строительство школ, их оборудование, выплата заработной платы учителям) предоставление услуг в сфере культуры содержание библиотек, музеев, архивов содержание и развитие центров для молодежи предоставление услуг полиции (под надзором гос. служб) предоставление услуг по водоснабжению, канализации, газо- электро-, теплоснабжению (совместно с департаментом)