Особенности ценностно-смыслового принятия социальной рекламы студентами – будущими психологами Проненко Е. А. Студент 4 курса факультета психологии ЮФУ
Это исследование актуально по следующим причинам: 1.Сегодня государство и общество ищут национальную идею, которая бы объединила и сплотила жителей нашей страны, и социальная реклама является мощным инструментом, который с одной стороны позволяет утверждать позицию государства, с другой распространять те идеалы, которые сейчас необходимы обществу. 2.Так как молодые люди являются самой восприимчивой социальной группой, то и социальная рекламы будет вероятно иметь сильное влияние на формирование их мировоззрения. 3. Феномен социальной рекламы достаточно нов для России, поэтому исследован он ещё крайне недостаточно, особенно мало исследований по таким специфическим темам как восприятие социальной рекламы молодежью. Актуальность исследования
Рассмотрению этого специфического момента – отношения молодых людей к социальной рекламе и посвящено наше исследование. Важным является понять в какой степени социальная реклама принимается ( позитивно, негативно или нейтрально), какие общественные проблемы волнуют молодёжь и волнуют ли вообще, а также есть ли зависимость между личностными особенностями и восприятием социальной рекламы. Поэтому, Объект исследования – студенты 2 курса факультета психологии ЮФУ Предмет исследования – отношение молодых людей к социальной рекламе Социальная реклама и молодёжь
С целью выявления степени принятия социальной рекламы нами была разработана анкета, которая представляет собой 17 открытых вопросов. Вопросы должны были выявить как общее отношение к феномену социальной рекламы в обществе, так и личное отношение к ней испытуемых. С целью выявления личностных особенностей испытуемых и тех, социальных ценностей, которые им близки были использованы следующие диагностические методики: 1.Экспресс - диагностика социальных ценностей личности 2.Тест смысло-жизненных ориентаций (Д. А. Леонтьева) 3.Определение жизненных ценностей личности(Must-тест)(П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова) Методы исследования
Всего в исследовании приняли участие 36 человек, в возрасте от 18 до 20 лет Из них 31 женского пола, 5 мужского По результатам анкетирования все испытуемые были разделены на 3 группы по степени принятия социальной рекламы: 1. Негативное или полностью индифферентное отношение («негативное отношение») 2. В целом положительное отношение, но без личного принятия («среднее отношение») 3. Полностью положительное отношение, принятие социальной рекламы как на уровне общественного феномена, так личное принятие. ( «положительное») Результаты анкетирования
Деление испытуемых на группы проводилось следующим образом. Из 17 вопросов были выделены 8, которые позволяли наиболее точно определить отношение к социальной рекламе. Затем каждому ответу на один из этих 8 вопросов присваивались баллы: 0 баллов, если ответ отрицательный или не по сути вопроса 1 балл, если ответ положительный 2 балла, если ответ положительной и к тому же выражает личное мнение человека, содержит рассуждения, аргументы или эмоциональный окрас. Примеры вопросов: 1. Надо ли увеличить объем и широту распространения социальной рекламы? 2.Способна ли социальная реклама существенно изменить ценности и мировоззрение отдельного человека? 3.Менялись ли ваши действия или отношение к какой-либо проблеме под действием социальной рекламы? 4.Что для Вас значит социальная реклама? Имеет ли она смысл именно для Вас? Результаты анкетирования
Средние баллы в каждой из групп Максимальное количество: 16 баллов В группе положительного отношения: Средний балл – 10,7 Разброс от 8 до 16 В группе среднего отношения: Средний балл – 5, 6 Разброс от 4 до 8 В группе негативного отношения: Средний балл - 2,4 Разброс от 1 до 3 Результаты анкетирования
Примеры ответов Что для вас значит социальная реклама? Имеет ли она смысл именно для вас? «Нет, не имеет никакого смысла» - 0 баллов «Она не встречалась в моей жизни» - 0 баллов «Социальная реклама помогает трезво взглянуть на ситуацию в обществе» – 1 балл «Да, имеет» - 1 балл «Я считаю, это правильно направленная деятельность, которая поможет вразумить молодое поколение к более обдуманным поступкам. Да, имеет.» - 2 балла « Конечно имеет, но у меня нет вредных привычек и я смотрю такую рекламу из любопытства и для получения новых знаний» - 2 балла Результаты анкетирования
Это тест представляет собой 18 незаконченных предложений, которые начинаются со слов: 1.Я непременно должен...( 6 предложений) 2.Ужасно, если…( 6 предложений) 3.Я не могу терпеть … ( 6 предложений) На основании этого теста можно выделить категории жизненных ценностей личности. В нашем исследовании были выделены следующие категории: 1.Личностный рост Предложение, затрагивающие социальные проблемы 2.Безопасность 3.Привлекательность и любовь 4.Автономность 5.Межличностное общение 6.Материальный успех 7.Удовольствие 8.Здоровье 9.Общество Результаты теста Определение жизненных ценностей личности(Must-тест)
Примеры ответов Категория «Общество»: 1.Ужасно если существует много необразованных людей 2.Ужасно если никто будет придавать значение медицине 3.Я непременно должен думать об обществе, о его улучшении 4.Ужасно если люди потеряют связь с природой за искусственностью Предложения, затрагивающие социальные проблемы: 1.Ужасно если дети остаются без родителей 2.Я непременно должна помогать старым 3.Ужасно если человеку лень дойти до мусорки 4.Я не могу терпеть захламлённость нашей Земли Результаты теста Определение жизненных ценностей личности(Must-тест)
Количество испытуемых в каждой группе в процентах, в ответах которых встречается 2 и более предложений, затрагивающих тему общества и социальных проблем
Шкалы теста 1.Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. 2.Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. 3.Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. 4.Локус контроля-Я (Я хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 5.Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному конт ролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Результаты теста смысло-жизненных ориентаций (Д. А. Леонтьева)
Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально- психологических ориентаций и предпочтений. Она представляет из себя 16 утверждений. Участнику исследования предлагается оценить для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, (очень важно). Тест позволяет оценить значимость для испытуемого следующих жизненных ценностей: 1.Профессиональные 2.Финансовые 3.Семейные 4.Социальные 5.Общественные 6.Духовные 7.Физические 8.Интеллектуальные Результаты теста Экспресс - диагностика социальных ценностей личности
Основные выводы: 1.Среди молодёжи существуют существенные различия в восприятии социальной рекламы 2.Однако не ясна до конца причина этих различий среди разных групп испытуемых 3.В целом отношение к социальной рекламе положительное, при этом только треть молодых людей полностью принимают социальную рекламу и верят в силу её воздействия. Направления дальнейшей работы: 1.Произвести более глубокий анализ данных 2.Проанализировать причину различий в восприятии социальной рекламы 3.Оформить сделанную работу в соответствии с требованиями к дипломной работе 4.Продолжить и расширить исследования в данной области Заключение