СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Вебинар Московского центра качества образования. Ведущие Порошинская Л.Г., Битянова М.Р.
Мое знакомство с понятием «социальные технологии в образовании»: (один ответ) Понятие хорошо знакомо Немного знаю, понятие «на слуху» Только слышал(а) Первый раз слышу
Логика нашей работы: Социальные технологии Возможности использования Практика применения
Понятие социальных технологий
Социальные технологии - Инструмент управления социальными процессами в организации, позволяющий развивать и корректировать эти процессы в соответствии с поставленными задачами
Социальные технологии в образовании: Развитие педагогической команды Сотрудничество школы и семей учащихся Создание образовательных ситуаций для учащихся
Развитие педагогической команды
Педагогическая команда: Отметьте 3 пункта, имеющих наибольшее значение для определения понятия «команда»: Наличие руководителя Общее дело Общие цели Близкий образ жизни Общая профессия Дружеские отношения Общие ценности Одинаковое социальное положение Признанный лидер Общая отвественность
Команда - Команда – это коллектив единомышленников, приверженных общим ценностям и имеющих общие цели. Все члены команды делят поровну ответственность за конечный результат. Общие смыслы Общее дело Общие чувства Возможность быть собой
Педагогическая команда как фактор качества образования С чем связан интерес к командной работе в современной школе? Командная работа повышает креативность и нестандартность принимаемых решений Командная работа обеспечивает объединение усилий разных специалистов, мультидисциплинарный подход Педагогические команды «разгружают» деятельность руководителя современной школы Командная работа формирует у педагогов способности, необходимые для эффективной работы с учащимися
Вокруг чего может создаваться команда? Творческие профессиональные группы Общие профессиональные интересы Команда педагогов класса/параллели Команда проекта или мероприятия Общие ученики/участники Проектные команды Экспертные команды Проблемы или задачи развития ОУ Клубные команды Личные интересы
Какими бывают педагогические команды? 1.Вербальные 2.Деловые 3.Отношенческие 1 Обмен информацией, стратегиями решения проблем Результат – общий язык 2 Совместное решение педагогических проблем, обмен опытом Результат - опыт конструктивного взаимодействия, сотрудничества 3 Психологическая поддержка друг друга Результат - позитивный эмоциональный климат, механизмы психологической помощи
Как создается команда? Командообразование – действия по созданию и совершенствованию работы команд внутри организации Развитие навыков командной работы Создание командного «духа»Развитие самой команды
Этапы превращения группы в команду: Установление отношенийСтабилизация отношенийАктивная деятельностьГрупповой опытКоманда
Можно ли сказать, что в настоящее время в учреждении сложились педагогические команды разного типа (не менее 2-х)? Да, сложились В процессе создания Работа только начата Нет
Сотрудничество школы и семей учащихся
Позиции родителей по отношению к школе Родитель – «Юридическое лицо» Родитель – «Партнер школы» Родитель – «Ученик» Родитель – «Ресурс образовательной деятельности школы»
Родитель – «Юридическое лицо» Отношения, выстроенные на юридической основе, четких взаимных договоренностях. Предполагают права и обязанности сторон. Регулируют принципиально важные для обеих сторон вопросы жизни и образования ребенка в школе
Родитель – заказчик услуг Родитель – партнер образовательного учреждения Родитель - ученик Родитель – ресурс образовательной деятельности школы Социальная позиция «родитель» относительно школы
Родитель – «Партнер школы» Отношения, выстроенные на понимании и принятии общих задач и общего предмета взаимодействия. Предполагают паритетные права и сотрудничество в решении всех значимых вопросов.
Родитель – «Ученик» Отношения, выстроенные на педагогических принципах. Предполагают информационную, эмоциональную зависимость родителя от школы, потребность и готовность родителей занять в определенных вопросах ученическую, подчиненную позицию.
Родитель – «Ресурс образовательной деятельности школы» Отношения, построенные на добровольном или неосознанном принятии родителями права школы на привлечение их к решению образовательных задач.
Технологии привлечения социальных ресурсов Технологии активного обучения взрослых Технологии сотрудничества в решении задач развития учащегося Технологии делового взаимодействия в правовом поле Юр.лицоПартнер РесурсУченик
Представляет ли для вашего учреждения интерес данная модель выстраивания отношений школы и семей учащихся? Да, несомненно Возможно Нет, не представляет
Эффективное обучение и воспитание на основе социальных технологий
Особенность ОС, построенной на социальных технологиях: Учиться вместе, а не рядом Взаимозависимость в достижении результата, что предполагает необходимость: -слушать друг друга - учитывать мнения друг друга - уступать, искать компромисс, приходить к общему решению - аргументировать свою позицию - распределять ответственность - определять долю каждого в общем результате и принимать неделимость результата Возможность и необходимость учиться друг у друга, а не взрослого, что предполагает: - уважение друг к другу - критическую оценку информации - умение формулировать свое знание для другого - Учитывать индивидуальные различия людей
Методы: Групповые и парные формы исследования (МДО, «французские мастерские», другое) Групповая дискуссия Мозговой штурм Фокус-группы Игра: ролевая, деловая, имитационная Групповой проект Коллективная творческая деятельность
Какие методы сегодня активно применяются в практике работы вашего учреждения? Отметьте 5 наиболее часто применяемых: Групповые и парные формы исследования (МДО, «французские мастерские», другое) Групповая дискуссия Мозговой штурм Фокус-группы Ролевая игра Деловая игра Групповой проект Коллективная творческая деятельность Соревнования Образовательные экскурсии Другое
Компетентность взрослого в использовании социальных технологий: Обеспечение готовности учащихся к включению в такие образовательные ситуации Знание и владение методами групповой работы Знание социально- психологических закономерностей общения
Оцените собственную компетентность по 4-х балльной шкале: Обеспечение готовности учащихся к включению в такие образовательные ситуации Знание и владение методами групповой работы Знание социально-психологических закономерностей общения
Спасибо за внимание!