Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 42 Развитие науки как социального института (признаки, функции). Научные сообщества и их исторические типы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Advertisements

Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Наука может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре.
Игра Подготовили студентки 2 курса, группы э 121 б Редок Полина и Витебская Татьяна.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - Понятие о социальных институтах.
Этика научной деятельности и чувство «патриотизма» автора по отношению к своему вузу.
Работу выполнила магистрантка 1 курса ОЗ Билибаева Г.Ж.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА 1.Особенности социальной системы 2. Социальные институты.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
Социальные институты. Понятие "социальный институт" "Институт" в переводе с лат. instinutio- "установление" Формирование социальных институтов Необходимость.
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Наука в современном обществе Бочкарёва Т. Н., учитель истории и обществознания.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Социальный институт.. Содержание. Определение социального института. Типология социальных институтов. Функции социальных институтов. Институционализация.
Социальная группа – совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся.
Наука и образование. История и логика возникновения науки Предпосылка и условие возникновения: Развитие материального производства. Запросы хозяйственной.
Журавченко В.С. Преподаватель истории и обществоведения Государственное бюджетное образовательное учреждение педагогический колледж 15 «Общество как сложная.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
Транксрипт:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 42 Развитие науки как социального института (признаки, функции). Научные сообщества и их исторические типы.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Научно-исследовательская деятельность в обществе носит упорядоченный, организованный характер. Иными словами, наука формируется, развивается и функционирует в обществе как социальный институт. Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно значимые функции. Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций Наука как социальный институт, по мнению Мертона, представляет собой сообщество, имеющее представление об общности цели, устойчивые традиции, авторитет и самоорганизацию.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Целостность сообщества должна задаваться общей целью и интенсивной деятельностью каждого участника по ее достижению. Основные нормы и правила – «императивы», которые регулируют деятельность научного сообщества: Универсализм. Научные высказывания относятся к объективно существующим явлениям и взаимосвязям и они должны быть универсальны, т.е. справедливы везде, где имеются аналогичные условия, а истинность утверждения не зависит от того, кем она высказана. Коллективизм предписывает ученому передавать результаты своих исследований в пользование сообществу, научные результаты являются продуктом сотрудничества, образуют общее достояние. «Право собственности» в науке (речь идет о фундаментальной науке) фактически существует лишь в виде признания авторитета автора. Бескорыстие предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких интересов. Организованный скептицизм предполагает критическое отношение к результатам научных исследований. Императив организованного скептицизма создает атмосферу ответственности, институционально подкрепляет профессиональную честность ученых, предписываемое им научное бескорыстие. Ученый должен быть готов к критическому восприятию своего результата.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Научное сообщество, с точки зрения социологии науки, представляет собой сообщество профессионалов, которое руководствуется нормами и образцами профессионального поведения, институционально закрепленных в деятельности этого сообщества, способных принимать решения и нести за них ответственность перед сообществом. Научное сообщество как сообщество ученых-профессионалов характеризуется следующими чертами: Обладание совокупностью специальных знаний, за хранение, трансляцию и постоянное расширение которых ответственно научное сообщество. Относительная автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения. Заинтересованность социального окружения профессии в продукте деятельности ее членов (новом знании и владеющих им специалистах), гарантирующая как существование профессии, так и действенность профессиональных институтов. Наличие внутри профессии форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специалистов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры в различных социально-культурных окружениях. Поддержание инфраструктуры, гарантирующей координацию и оперативное взаимодействие профессионалов и их объединений в режиме, обеспечивающем высокий темп развития системы научного знания.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Социальные функции науки: Культурно-мировоззренческая функция. Первой по времени получает развитие культурно-мировоззренческая функция, которая реализуется благодаря тому, что предлагаемые наукой рациональные, т.е. основанные не на субъективном мнении или авторстве, а на критическом осмысленном объективном знании объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности, входят в содержание культуры и мировоззрения общества. Наука – производительная сила общества. Со второй половины XIX века отчетливо выявилась значительная группа социальных функций науки, связанная с приложением научных знаний и методов в самых различных сферах практической деятельности. Наиболее характерный в этом отношении – процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, который базируется на формировании устойчивых взаимосвязей между наукой, техникой и производством. Наука – социальная сила. Цели, которые преследуют люди, определяются не только их желаниями, стремлениями и интересами, но также и средствами, которыми они располагают. Культурно-мировоззренческая функция. Первой по времени получает развитие культурно-мировоззренческая функция, которая реализуется благодаря тому, что предлагаемые наукой рациональные, т.е. основанные не на субъективном мнении или авторстве, а на критическом осмысленном объективном знании объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности, входят в содержание культуры и мировоззрения общества. Наука – производительная сила общества. Со второй половины XIX века отчетливо выявилась значительная группа социальных функций науки, связанная с приложением научных знаний и методов в самых различных сферах практической деятельности. Наиболее характерный в этом отношении – процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, который базируется на формировании устойчивых взаимосвязей между наукой, техникой и производством. Наука – социальная сила. Цели, которые преследуют люди, определяются не только их желаниями, стремлениями и интересами, но также и средствами, которыми они располагают.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Уже в эпоху античности на раннем и классическом этапе появляются первые научные учреждения в форме частных школ, научных сообществ под патронажем прославленных мыслителей либо при храмах. В эллинистическую эпоху прообразом первых средневековых универ­ситетов была школа ученых Александрии при Александрийской библиотеке (музее), В эллинистическую эпоху прообразом первых средневековых универ­ ситетов была школа ученых Александрии при Александрийской библиотеке (музее). В средневековье подобные школы существовали при монастырях. В позднем средневековье возникают теологические университеты: Париж­ский университет (1160 г.), Болонский, Оксфордский (1167), Кембридж­ский (1209), Падуанский (1222), Неапольский (1224), Пражский (1347) и др. История развития самой науки есть история науки как социального института.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Становление современной науки, произошедшей в Новое время, оз­ наменовалось созданием академий. В конце XVIII - начале XIX вв. процесс объединения исследователей, работавших в различных областях знания, получил дальнейшее развитие: воз­никают физические, химические, биологические и др. научные общества. В XVIII в. «общий рост науки и информации, распространение экспери­ ментальных методов и усложнение их техники, возрастание трудоемкости научных исследований обусловили появление стабильных, постоянно дейст­вующих коллективов, своего рода «зародышей» лабораторий». В конце XVIII в. появляется потребность в подготовке опытных уче­ ных-экспериментаторов.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 В середине XIX в. из общей структуры научных учреждений оконча­тельно выделяются исследовательские подразделения (лаборатории), разра­батывающие более или менее узкие направления науки. К началу XX в. появляются научные учреждения нового типа: специа­лизированные исследовательские лаборатории и институты. А в середине XX в. появляются принципиально новые научные об­разования: коллективы ученых работающих над той или иной сложной проблемой. Здесь возникала потребность объединения в одну группу ученых разных специальностей.