Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе
Мониторинг образовательных достижений учащихся начальной школы не является независимой формой оценки качества образования Мониторинг образовательных достижений учащихся начальной школы не является независимой формой оценки качества образования Изучение готовности первоклассников к обучению в школе является первым этапом мониторинга образовательных достижений учащихся начальной школы Изучение готовности первоклассников к обучению в школе является первым этапом мониторинга образовательных достижений учащихся начальной школы
Практический результат исследования: выстраивание педагогического взаимодействия с ребенком, опираясь на его потребности, независимо от уровня его успешности. Цель исследования: получить данные о готовности первоклассников к обучению, которые позволят определить индивидуальные траектории развития учащихся и разработать рекомендации для учителей и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации к школьной жизни.
Схема социально-психологической адаптации школьника Успешность учебной деятельности Эмоциона льное благополу чие Коммуни- кативная успешность Усвоение школьных норм пове- дения
Схема нарушений социально- психологической адаптации школьника Неуспешность учебной деятельности Эмоцио нальное Неблаго получие Затруднения в коммуникативной сфере Нарушение школьных норм пове дения
Организация диагностики Диагностика первоклассников по пяти методикам проводится на 3-4 неделе учебного года. Анкетирование учителей (получение информации об особенностях организации учебного процесса, о подготовке класса к обучению в школе). Анкетирование родителей (получение информации о том, как учащиеся готовились к школе, организуется в ходе родительского собрания). Заполнение Карты первоклассника учителем и медицинским работником.
Показатели готовности к обучению Познавательная сфера Семья как ресурс адаптации первоклассника 1 Тест Рисунок человека13Подготовка к школе в семье 2 Тест Графический диктант 14 Установки родителей по отношению к школьному обучению 3 Тест Образец и правило 4 Тест Первая буква15Условия ребенка для обучения 5 Общая успешность в 4-х тестах16Помощь ребенку в обучении 6 Навыки чтения, письма, счета17Цена адаптации ребенка к школе Индивидуально-личностные особенности ребенка 18 Индивидуальные особенности здоровья 19 Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка 7 Мотивация 8 Усвоение норм поведения в школе20 Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя 9 Успешность функционирования в роли ученика 21 Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя 10 Взаимодействие со сверстниками22 Возрастное соответствие массы тела и роста 11 Эмоциональная стабильность (нетревожность) 23Физкультурная группа 12 Эмоциональное благополучие24Группа здоровья
Участники стартовой диагностики готовности первоклассников 1037 образовательных организаций2956 классов72514 первоклассников
Уровень общей готовности первоклассников к обучению в школе (по мнению учителей и родителей)
Уровень общей готовности первоклассников к обучению в школе по результатам г.г. (по мнению учителей)
Ребенок хотел учиться, когда пошел в школу В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу Информация о желании первоклассников учиться
Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе Рекомендации для родителей по интерпретации результатов готовности первоклассников к обучению в школе Для администрации Для учителей Для родителей
В результате такого комплексного обследования был получен профиль готовности каждого первоклассника к обучению в школе. В профиле отражены результаты, полученные первоклассником при выполнении диагностических методик, его индивидуально- личностные особенности, информация о семье, показатели здоровья и некоторые другие данные по сравнению с классом и всеми обследованными учащимися.
1 зона от 40% до 60% - «статистическая норма» 2 зона От 30% до 40% - пониженный уровень От 60% до 70% - повышенный уровень
Интерпретация и использование результатов обследования учащихся Семья как ресурс адаптации первоклассник а Познавательна я сфера Индивидуально- личностные особенности ребёнка
Познавательная сфера 1. Тест «Рисунок человека» 5. Общая успешность в 4-х тестах 4. Тест «Первая буква» 6. Навыки чтения, письма, счёта 2. Тест «Графический диктант» 3. Тест «Образец и правило»
Проверяемые позиции Сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой. Уровень развития пространственного и зрительного восприятия. Уровень развития моторики и зрительно- моторных координаций. Уровень развития фонематического слуха и восприятия. Уровень сформированности умения проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена. Уровень сформированности представления об операциях сложения и вычитания.
50% - «статистическая норма»
Индивидуально-личностные особенности ребенка 11. Эмоциональная стабильность (нетревожность) 10. Взаимодействие со сверстниками 12. Эмоциональное благополучие Индивидуально- личностные особенности ребёнка 7. Мотивация 8. Усвоение норм поведения в школе 9. Успешность функционирования в роли ученика
Индивидуально-личностные особенности ребёнка классмотивация усвоение норм поведения в школе успешность функциониро- вания в роли ученика взаимодей- ствие со сверстниками эмоциональ- ная стабильность (не- тревожность) эмоцио- нальное благополу- чие 1а51%52%50% 49%52% 1б53%52%49% 52%53% 1в51%54%51%54%49%53% 1г49%40%44%53%49%53% 1д52%49%50%47%50%
Семья как ресурс адаптации первоклассника 13. Подготовка к школе в семье 14. Установка родителей по отношению к школьному обучению 16. Помощь ребёнку в обучении 15. Условия ребёнка в семье для обучения
Интегрированные показатели и показатели состояния здоровья 20. Уровень готовности ребёнка к школе глазами учителя 21. Уровень готовности ребёнка к школе глазами учителя 22. Возрастное соответствие массы тела и роста низки й среднийвысоки й низки й среднийвысоки й 18. Индивидуальные особенности здоровья 17. Цена адаптации ребёнка к школе 19. Интегральная оценка адаптационного потенциала ребёнка 23. Физкультурная группа Ниже норм ы НормаВыше нормы ОсвобождёнВспомогательна я Основная 24. Группа здоровья 4321
Анализ результатов Интерпретация и анализ профилей первоклассника каждого ребенка и профилей класса. Планирование индивидуальной работы с детьми на основании данных, полученных в результате диагностики, и рекомендаций. Построение индивидуальных траекторий развития ребенка.