Связь между бюджетной классификацией и Планом счетов PEMPAL Душанбе октября 2010 MICHAEL PARRY CONSULTING
Общая информация Бюджетный цикл Финансовая отчетность Планиро вание Бюджет Исполнение бюджета Бух. учет Бюджетная классификация План счетов Интерфейс Бюджетная классификация > кодовая структура бюджета Функции: Юридическая структура бюджета Позволяет проводить многомерный бюджетный анализ Основа для управления и исполнения бюджета План счетов > кодовая структура бух. учета Функции: Основа системы бух. учета Позволяет обобщать и отчитываться по многокомпонентным операциям Позволяет составлять финансовые отчеты
Для чего нужно взаимодействие между БК и ПС? Interface 1.Управление налогами – нужно управлять доходами и расходами в реальном времени 2.Оперативное руководство – нужно отслеживать обязательства и расходы в сравнении с бюджетом 3.Финансовая отчетность – финансовые отчеты согласно IPSAS должны отражать действительное исполнение в сравнении с бюджетом 4.Контроль – собранные доходы и потраченные государственные средства относительно бюджета 5.Транспарентность и подотчетность – согласно сбору доходов в бюджет и распределению расходов
Традиционные подходы к связи между БК и ПС Бюджетная классификация Административное кодирование на иерархической основе Дополнительные шифры для экономической и функциональной классификации Дополнительные шифры для других целей, например, по программам, гендеру, географии План счетов Административное кодирование Подробные экономические шифры Дополнительные шифры для активов и пассивов Для финансовой отчетности составляются схемы кодовой структуры Преимущества : БК и ПС существуют отдельно и удовлетворяют разным требованиям Недостатки Очень трудно управлять ( соответствие 1 к 1 между шифрами ) Не подходит для интегрированных компьютерных систем
Современный подход – интегрированные БК и ПС Бюджетная классификация Шифры для прогнозируемых (ex ante) потоков : Доходы Расходы Финансирование План счетов Использует шифры, идентичные БК для учета действительных (ex post) потоков Дополнительные шифры для учета активов и пассивов ( для учета по методу начислений требуются более подробные шифры для активов и пассивов ) Очевидное решение : Однако, оно таит в себе множество проблем
Проблемы интеграции БК и ПС Проект интегрирования БК / ПС Бюджет на кассовой основе с ведением бух.учета по методу начислений или модифицированному методу начислений Институциональные проблемы Системы управления новой структурой Управление изменениями
Проект интегрированных БК/ПС В Приложении 4 к Руководству МВФ по СГФ содержится: – структура кода для функциональной (COFOG) и экономической классификации для учета по методу начисления Но требуются дополнительные коды для: – Конкретной административной структуры в каждой стране – Проведения более подробного экономического анализа – Специальных требований, напр. Программные коды, гендерный бюджет – Целей учета, например, для выявления отдельных займов
Пример интегрированной структуры - Таджикистан Категория ДоходРасход Активы & пассивы Чистые активы 2 Функциональная Функциональная классификация гос. учреждений (COFOG) 4 География Области и районы Гос. или от донора 5 Фонд 3 Бюджетная организация Специальные шифры бюджетных учреждений Таджикистана Определяют ся гос-вом 6 Программа 1 Экономическая GFS доход GFS шифры Производные от GFS шифров GFS расход
Проблемы интегрированной структуры Комплексная – много цифр –Требует множества решений от сотрудников, занимающихся шифрованием операций – Практически невозможно реализовать ее вручную Использование производных шифров может снизить объем работы, осуществляемой вручную – Напр., функциональные шифры, производные от административной структуры – Но МВФ рекомендует внедрение независимых шифров
Кассовый бюджет с учетом по методу начислений или модифицированному методу начислений Бюджет по кассовому методу Прогноз потоков на кассовой основе Нет кодировки для некассовых потоков, напр. Амортизации Единицы основного капитала расходуются при кассовой выплате По методу начислений (полному или модифицированному) Потоки регистрируются по методу начислений Кодируются некассовые потоки Единицы основного капитала расходуются в течение срока полезного действия Проблемы : Требование представлять финансовые отчеты, сравнивая на одной основе бюджетные статьи с действительными (IPSAS 24) – большинство программных пакетов для учета не способны предоставить требуемую информацию Коды для бюджетных потоков не используются в учете, и наоборот Затрудняются мониторинг и контроль – например, обязательства должны вноситься по кассовому методу или по методу начислений?
Институциональные проблемы Традиционная структура Бюджетный отдел Отвечает за БК Казначейство Отвечает за ПС Интегрированные БК и ПС Бюджетный отдел Казначейство Координация с целью установления совместной ответственности за интеграцию БК / ПС
Системы управления интегрированными БК / ПС (1) Типично региональные страны –Используют электронные таблицы или системы реляционных баз данных для подготовки бюджета –Сделанные на заказ системы учета Обычно экономически не выгодно менять существующие ИТ системы под интегрированные БК / ПС Следовательно, внедрение интегрированных БК / ПС нужно связывать с новым ИТ обеспечением
Системы для интегрированных БК / ПС (2) Выполненные на заказ системы Есть смысл разрабатывать базы данных под интегрированные БК / ПС Но эта работа требует четкого понимания финансовых требований много аргументов против систем, выполненных на заказ Коммерческие готовые системы (COTS) Большинство коммерческих бухгалтерских пакетных программ не справятся со сложными задачами интегрированных БК / ПС Требуют очень сложных (= дорогих ) пакетных продуктов Даже в случае таких сложных пакетных продуктов есть проблемы с их внедрением
Как управлять изменениями (1) Внедрение интегрированных БК / ПС – огромная задача для руководства, связанная с управлением изменениями Для этого потребуется : –Обучение –Системы –Нормативы –Документация –План внедрения изменений
Варианты реализации БК/ПС Преимущества – Просто в плане организации – В любой момент времени есть лишь одна БК и один ПС Недостатки – Высокая степень риска – На каждое учреждение ложится тяжелая задача и работа по подготовке – В каждом бюджетном учреждении должны одновременно появиться новые системы, нормативы и обученный штат сотрудников Поэтапно – по территориальному критерию или по типу бюджетного учреждения Преимущества – Снижается риск – Можно извлечь уроки из первой фазы реализации – Можно распределить поэтапно внедрение новых систем, нормативов и мер по обучению сотрудников Недостатки – Сложно управлять таким процессом – Параллельно работают две разные БК и ПС (со связанными системами и нормативами) Большой взрыв – одновременно все бюджетные учреждения
Выводы Взаимодействие между БК и ПС имеет большое значение Логическим решением является полная интеграция БК и ПС Однако это влечет за собой множество проблем, связанных с проектированием и реализацией этой задачи Нет «быстрых решений» – каждый вопрос нуждается в тщательном изучении и требует времени