Содержание образовательной программы по географии проект МО учителей географии г. Кировска
Учебное время изучения географии в условиях ФГОС Структура предмета география Землевед ение 5- 6 класс Отечествоведение (География России) 8-9 класс Страноведение 7 класс
Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета. Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
Цели имеют три уровня Отражающие вклад предмета в формирование научной картины мира Отражающие приобретение школьниками знаний и умений Отражающие возможности географии в воспитании и развитии учащихся
Сравнительный анализ ГОС 2004г. и ФГОС II поколения ГОС 2004г Линия сравнения Стандарты II поколения Усвоение предметных знаний, умений, навыков Развитие интересов, способностей Воспитание любви к своей стране Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни Цели обученияОбщекультурное, личностное, познавательное развитие обучающегося, обеспечивающее ключевую компетенцию умение учиться* *Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
Система УУД* личностные регулятивные познавательные Мотивация обучения Структуриро- вание знаний Организация учебной деятельности, постановка задач, определение последователь ности решения коммуникационные Поиск и обра- ботка инфор мации Сотрудничество в решении учебных задач. Планирование. Контроль за результатами и их корректировка
Требования к результатам освоения программ** метапредметныеличностные предметные Самообразова- ние и самоопределе- ние как личности способной к активной жизни в обществе Межпредметное содержание. УУД и способности к выстраиванию индивидуальной образовательной траектории Географические понятия и закономерности Пространствен- ное мышление и компетенции ** Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», М. Просвещение 2011 г., стр. 14
ГОС 2004г Линия сравнения Стандарты II поколения Представлены в стандарте на двух уровнях. 1.Познавательные, информационно- коммуникакционные и регулятивные в разделе «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности». 2.Предметные ЗУН в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» Результаты обучения 1.Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы 2.Межпредметные – освоение межпредметных понятий и УУД 3.Предметные- формирование единой картины мира, основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли Сравнительный анализ ГОС 2004г. и ФГОС II поколения
Основные компоненты содержанияФундаментальное ядро содержания общего образования М. Просвещение 2011 г., стр Требования к предметным результатам реализации основной образовательной программы Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М. Просвещение 2011 г., стр. 14 Планируемые результаты освоения учебных программ Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М. Просвещение 2011 г., см. стр.61-66
Фундаментальное ядро содержания Методы научного познания Солнечная система - Земля - геосферы Географическая оболочка, среда и территориальные комплексы Природа и общество население Мировое хозяйство Регионы и страны Глобальные проблемы и глобализация
ГОС 2004гЛиния сравнения Стандарты II поколения Составная важнейшая часть стандарта, включено в раздел «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Содержание образованияСодержание входит в состав фундаментального ядра и Примерной программы по предмету. Сравнительный анализ ГОС 2004г. и ФГОС II поколения
Содержание Примерной программы 2004г.Содержание Примерной программы 2010г. Раздел. Источники географической информации (10 часов) Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута. Географическая карта особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем. Раздел. Источники географической информации (4 часа) Развитие географических знаний о Земле. Развитие представления человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сеть. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды: наблюдение, описательные и сравнительные методы, использование инструментов и приборов, картографический метод, моделирование как метод прогнозирования географических объектов и процессов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООПООО* Источники географической информации Научатся: (1 уровень.) использовать источники для извлечения необходимой информации Получат возможность научиться: (2 уровень.) моделировать объекты и явления с помощью компьютерных программ Природа Земли и человек 1 уровень. Проводить измерения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направлений и скорости течения водных потоков. 2 уровень. Использовать знания по географии в повседневной жизни *Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
Источники географической информации Выпускник получит возможность научиться: ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; строить простые планы местности; создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООПООО* *Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
Примерная и рабочая программы по географии Формируются на основе Фундаментального ядра содержания и требований к результатам освоения основной программы Включают: Пояснительную записку с конкретными целями обучения; Общую характеристику предмета ( географии); Определение места географии в учебном плане ; Планируемые результаты ( личностные, предметные, метапредметные); Содержание предмета по темам без указания часов; Тематическое планирование с указанием количества часов и основных видов деятельности учащихся
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Темы, входящие в данный раздел программы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (57 классы) (не менее 102 ч) Раздел 1. Источники географической информации (не менее 12ч) Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия Древняя география и географы. Направления развития географии в Древнем мире и эпоху Средних веков. Искусство создания карт. Путешествия и открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Ф. Дрейка, русских землепроходцев. Результаты и значение великих географических открытий Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев. Наносить на контурную карту маршруты путешествий
ГОС 2004гЛиния сравненияСтандарты II поколения Каждый учитель организует в рамках своего предмета самостоятельно, независимо от других педагогов, порой стихийно Организация учебного процесса Создание индивидуальных учебных маршрутов, просматривает урочную и внеурочную деятельность, осуществляет метапредметную связь ФронтальнаяПреобладающая форма обучения Сотрудничество ученик-учитель, ученик-ученик, практикумы, семинары, лекции, проекты, чередование урочной деятельности и внеурочной Обеспечение усвоения содержания программы Основная функция педагога Формирование УУД, ИКТ- компетенции, выбор личного маршрута учащегося, формирование элементов исследовательской и проектной деятельности. Восприятие информации с разной степенью активности. Ученик – объект обучения. Основная функция ученикаНаучиться пользоваться различными источниками знаний, применять полученные знания в новой ситуации
Информационно-образовательная среда Географическая образовательная среда Информационно- методическое обеспечение (карты, электронные продукты, модели объектов) Технические средства (компьютеры, электронные доски, гаджеты) Технологический компонент (содержание, методы, формы обучения) внутренняявнешняя урочная деятельность внеурочная деятельность УДОД общественные организации Музеи, библиотеки
Учебное географическое пространство в условиях ФГОС