ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ Ковалева Ирина Валериевна, учитель географии МОУ Лицея 33 города Комсомольска-на-Амуре
В Концепции модернизации российского образования зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Ключевые компетенции ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Цель - обеспечение положительной динамики развития коммуникативной и информационной компетенций учащихся при изучении географии посредством развития критического мышления и применения информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность опыта - соответствие идеям, заложенным в Концепции модернизации образования, концепции развития образовательного учреждения - направленность на формирование не столько специальных способностей, сколько универсальных, которые являются базовыми в любой деятельности
Выпускник Ориентирован на общечеловеческие ценности Самостоятелен в выборе решений Способный к креативному мышлению Ответственен за свои поступки Психологически раскрепощен Интеллектуально развитый Общественно активный
Модели взаимодействия ученика и учителя в рамках образовательной среды, основанной на использовании ИКТ Классно-урочная модель Модель индивидуальной деятельности Модель проектной деятельности Модель микромира Дистанционная модель
Информационно- коммуникационные технологии -близки ученикам и сокращают отрыв научной теории от жизненной практики, -позволяют разнообразить учебный процесс и формировать навыки, необходимые для жизни в информационном обществе.
Специфика технологии развития критического мышления - учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, - преподаватель максимально гибок и аутентичен в каждой учебной ситуации в каждый момент времени, -обучение проводится на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Интеграция предполагает: Самостоятельное «добывание» знаний учащимися Активное использование предшествующего опыта и знаний, систематизацию информационных ресурсов Стимулирование к высказыванию собственной позиции, обмену мнениями, в том числе через дистанционные формы общения и возможности социальных сервисов
Развитие потребности к аргументации суждений и выводов в соответствии с правилами делового общения и сетевого этикета Приобретение нового опыта, через участие в сетевых проектах Успешную социализацию учащихся в современном информационном обществе
ИКТ доступ к информационно му полю, поиск информации, обработка информации, хранение информации, передача информации ТРКМ организационная концептуальная обучающая Интеграция средств обучения технологий обучения подходов к взаимодействию с информацией
Прием «Составление кластера» Стадия ТРКМ: осмысление Интеграция с ИКТ: подходы к взаимодействию с информацией, средства обучения уснувшие типы строение действующие образование профессии потухшие Вулкан
Прием «Групповая дискуссия» Стадия ТРКМ: вызов, осмысление Интеграция с ИКТ: подходы к взаимодействию с информацией, проводник информации
Прием «Ментальная карта» Стадия ТРКМ: осмысление, рефлексия Интеграция с ИКТ: средства обучения, проводник информации
Система интерактивного голосования и тестирования VOTUM
Входная диагностика
Гипотеза развитию коммуникативной и информационной компетенции школьников будет способствовать интегрированное применение информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления
Промежуточная диагностика
Количество участников мероприятий различного уровня по географии
Информационно- коммуникационные технологии Технология развития критического мышления Технология модерации