Применение практических навыков на уроках географии Из опыта работы Царегородцевой Л. О.
Практическая работа Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков ( самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов, наглядных пособий, схем и т. д.).
Самостоятельные и практические работы - это один из самых ценных видов работы в классе, который может : разгрузить классное время учителя от обязательного из урока в урок объяснения ; теснее связать классное занятие с домашним, ибо классное занятие по типу самостоятельной работы над учебником учит тому, как работать дома ; учит пользоваться уже приобретенными знаниями и основательно их закреплять, ибо то, что человек черпает путем проработки заданий и упражнений удерживается в памяти прочнее ; прививает практические навыки при работе с картой, таблицами, схемами.
Практические и самостоятельные работы требуют от учителя : хорошо разработанной системы заданий ; большой затраты времени со стороны учителя к таким занятиям ; образцовой дисциплины учащихся, при ее отсутствии каждое занятие будет требовать больше времени и давать слабые результаты.
В результате выполнения практических работ у обучающихся формируются : - навыки работы с несколькими источниками знаний : текстом учебника, экономическими, физическими, контурными картами, схемами, таблицами, статистическими материалами. - умения анализировать собранный материал, отбирать главное, делать выводы, создавать свои творческие работы. - знания по основным темам географии углубляются и закрепляются, в результате сокращается разрыв между теорией и практикой.
Коррекционная особенность практических работ Они способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни ( умение измерять предметы, ориентироваться на местности по Солнцу и местным признакам, обобщать проведенные наблюдения ). Практические работы корригируют интеллектуальную недостаточность. Они помогают учащимся лучше понимать причинно - следственные зависимости явлений, уточняют и обобщают представления, помогают анализировать и сравнивать предметы, выделяя главное и второстепенное.
Выполнение системы практических работ Знакомлю школьников с целью и задачами проведения каждой практической работы, видами деятельности, формами оценивания и таблицей результативности ( все изложенные компоненты отражаются на доске или записаны на маршрутных листах ). Использую инструктивные карточки ( алгоритмы ) для успешной реализации принципов дифференцированного обучения. Создаю творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели. Использую игровые элементы, творческие задачи, работу в малых группах, оригинальные способы фиксации результатов работы ( по желанию ученика ). С целью активизации познавательной активности и развития мыслительной деятельности можно использовать разные формы уроков практической направленности с использованием информационно - коммуникационных технологий.
Спасибо за внимание