Общеучебные умения и навыки
Компетентностный подход в организации обучения - это подход, акцентирующий внимание на процессе и результате образования, причем в качестве результата рассматривается способность человека действовать в разных проблемных ситуациях. Компетентностный подход в организации обучения - это подход, акцентирующий внимание на процессе и результате образования, причем в качестве результата рассматривается способность человека действовать в разных проблемных ситуациях.
Компетентность – это интегральная характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникшие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность – это интегральная характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникшие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Образованность – индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.
Уровни образованности: элементарная грамотность – освоение элементарных средств учебно- познавательной деятельности (чтение, письмо, счет); функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний; компетентность – умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний
«Лестница» восхождения человека к более высоким образовательным результатам: 1.Грамотность 2.Образованность 3.Профессиональная компетентность 4.Культура 5.Менталитет Б.С. Гершунский
Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни
Узкопредметные умения и навыки – это умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов
Учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете : 1.Общие 2.Специфические (узкопредметные)
Организация учебной работы учащихся: осознание цели ; учебная мотивация ; планово-тематическая система организации учебного процесса ; организация совместной с учителем деятельности.
Обучение умению составлять план-схему : рассмотрение образца плана к определенной, уже знакомой детям теме; составление плана по другой, близкой теме; анализ нескольких работ из класса, сопоставление их друг с другом и образцом ; определение выделенных элементов в плане-схеме, показанных связей, отсутствующих связей, лишних связей.
Обучение умению различать главное и второстепенное: выделить в тексте наиболее существенные для раскрытия его содержания части ; опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определенном порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом четко объясняя, что здесь существенно, а что нет.
Внешняя практическая деятельность учащегося становится его внутренним достоянием и может выполняться в умственном плане