МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА МОУ ГИМНАЗИЯ 2 ГОРОДА ВЫШНЕГО ВОЛОЧКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования и расширить возможности социализации учащихся ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием Более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования
Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана.
Сравнительная характеристика моделей профильного обучения Конкретный профиль ИУП «Жесткий» принцип профилизации (от двух до пяти профильных предметов, которые определяют направление специализации образования в данном профиле) Профиль или несколько профилей выбирается образовательным учреждением и его учредителем «Мягкий» принцип профилизации (обучающийся индивидуально выбирает не менее двух профильных предметов) Создаются условия для самоопределения и самореализации школьника. Мультипрофильность.
Приоритет выбора профильных учебных предметов. 10 классы /51 чел./ Предмет Количество выборов % Русский язык 4282 Математика3161 Информатика2549 Иностранный язык 2345 История2039 Физика1937 Литература1733 Обществознание1427 Биология917,5 Химия612
Сравнительная характеристика моделей профильного обучения Конкретный профиль ИУП Трудность комплектования профильных классов в рамках провинциального города. Престижные и непрестижные профили. Потеря контингента. Индивидуализация на уровне учебного учреждения путем выстраивания собственной образовательной траектории каждым учеником позволяет сохранить контингент обучающихся. Простота в составлении учебного плана (примерные учебные планы профилей) и расписания, ведении документации. Проблемы при составлении учебного плана и расписания, ведении документации.
Выбор профильных учебных предметов. 2005/06 учебный год
ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ МОДЕЛИ ВСЕ УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ ЕГО СУБЪЕКТАМИ ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИ ЭТОМ ОБЪЕКТОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СИТУАЦИЯ ВЫБОРА ИНИЦИИРУЕТ ПРОЦЕССЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Свобода выбора ВЫБОР ПРОФИЛЬНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ВЫБОР НЕДЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ВЫБОР УЧИТЕЛЯ
Ученик – субъект образовательного процесса! Независимость Индивидуальность Расширяется круг общения Предоставляется возможность давать оценку курсам, учителям и т.д.
СВОБОДА ВЫБОРА ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫБОР УРОВНЯ ПРЕПОДАВАНИЯ БАЗОВЫЙ ИЛИ ПРОФИЛЬНЫЙ ВЫБОР И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРАВО ВЫБРАТЬ УЧЕНИКА, ВЛИЯТЬ НА ЕГО ВЫБОР
Проблематизация педагога Ученики могут не выбрать предмет на профильном уровне, могут не выбрать элективные курсы Меньше нагрузка. Рефлексия своей деятельности. Изменение подходов к обучению. Возрастает ответственность учителя, креативность, стремление к саморазвитию, потребность в профессиональном росте.
Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базисный учебный план предполагает функционально полный,но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются: Русский язык Русский язык Литература Литература Иностранный язык Иностранный язык Математика Математика Информатика Информатика История История Обществознание Обществознание Экономика Экономика География География Физическая культура Физическая культура Химия Химия Физика Физика Биология Биология ОБЖ ОБЖ
Профильные общеобразовательные предметы – учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. При профильном обучении на основе индивидуального учебного плана обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.
Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции: «надстройки» профильного учебного предмета; развивают содержание одного из базовых учебных предметов; способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Элективные курсы Основы русской словесности Основы русской словесности Зарубежная литература Зарубежная литература Латинский язык Латинский язык Психология Психология Экология Экология Программирование Программирование Немецкий язык Немецкий язык Мировая художественная культура Мировая художественная культура Элективные курсы по физике, биологии, химии Элективные курсы по физике, биологии, химии
Модель индивидуального учебного плана Предмет Базис Профильный уровень Индивидуальный выбор Русский язык13 Литература35 Иностранный язык36 История24 Обществознание13 Экономика1 География13 Математика46 Информатика14 Биология13 Физика25 Химия13 Физкультура2 ОБЖ 1 ИТОГО24
ПРОБЛЕМЫ Разрушается классно-урочная система Для изучения каждого предмета формируются группы учащихся
Учащийся оказывается членом одновременно нескольких «малых» учебных коллективов
ПРОБЛЕМЫ РАСПИСАНИЕ Для каждого ученика индивидуальное расписание!
РАСПИСАНИЕ Фамилия, имяПОНЕДЕЛЬНИКВТОРНИК Андреев Никита -ИБААЯ --ПРГФХФК-- 2. Белоцерковский Григорий ФяИБААЯ Х - ПРГФХФК-- 3. Башилова Екатерина ФяИБАИн-Х - -ГФХФКЛ- 4. Брусов Александр -ИБАИнАяЭ-ПрГФХФк-- 5. Гусева Анастасия ФяИБАИнАя---ГФХФкЛ- 6. Десяткина Александра ФяИБАИнАяХ--ГФХФк-Пс 7. Ефимова Светлана -ИБААя-Э--ГФХФкЛПс
ПРОБЛЕМЫ Ведение документации Нет классов – нет классных журналов!
Таким образом, п ереход к индивидуальному учебному плану позволяет: создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить углублённое изучение отдельных учебных предметов; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования