Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 242 Красносельского района Санкт-Петербурга Начальная школа – пространство развития и творчества
Опыт предшествующей работы (2006 – 2010) Районная экспериментальная площадка по теме «Пространство проб как средство саморазвития и самоопределения личности». Цель: развитие системы образования (обучения и воспитания) в школе как единого образовательного пространства в интересах саморазвития и самосовершенствования каждого ученика, что предполагает в конечном итоге самоопределение личности.
Распоряжение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга 1197 от г., Районная экспериментальная площадка по теме: «Формирование метапредметных (ключевых) компетенций в процессе интеграции базового и дополнительного образования» (Срок реализации гг.) Цель: создание и апробирование модели взаимодействия образовательного и воспитательного процессов, обеспечивающей формирование метапредметных или ключевых компетенций учащихся на основе интеграции базового и дополнительного образования.
Программа развития «Формирование метапредметных компетенций в процессе интеграции базового и дополнительного образования» «Учитель XXI века» «Образовательный процесс – шаг в будущее» «Человек – гражданин – патриот» Внутрифирменное повышение квалификации педагогов. Совершенствование системы оценки качества образования. «Педагогический класс» «Одарённые дети» «Поверь в себя» «Виртуальный музей: от боевой славы до истории повседневности» «История школы: учителя, выпускники, родители» «Моя семья: от традиций рода дотрадиций страны» «Школьная газета «Филин» «Гражданское самосознание: от знаний к действиям» «Информационная культура: от диалога с компьютером до диалога с миром»
Цель: повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, повышение инновационного потенциала образования. Подпрограмма Образовательный процесс - шаг в будущее Цель: создание в школе современной образовательной среды, обеспечивающей реализацию ФГОС начального общего образования. Проект Начальная школа – пространство развития и творчества Связь программы с проектом
Программаразвития школы школы Проект Наша новая школа новая школа РОС ФГОС
Основания для разработки проекта Закон Российской Федерации «Об образовании»; Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»; ФГОС начального общего образования; Стратегия развития системы образования Санкт- Петербурга «Петербургская школа 2020»; Программа развития образовательной системы Красносельского района на годы.
Основания для разработки проекта СанПиН, «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от ) раздел 2.9.; Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 408/13-13 от ); Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 202/11-13 от ); О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ 220/11-13 от ); Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ 199/13 от ); Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009); Концепция УМК «Школа России».
Объект проектирования - образовательная среда школы. Предмет проектирования: -пространственно-предметное содержание образовательной среды; -психолого-педагогическое сопровождение; - социальные отношения в образовательной среде.
Задачи: 1.Создание социально-организационных и психолого- педагогических условий для оптимального творческого развития личности школьника на основе: расширения пространственно-предметного компонента среды (создание благоприятных условий для формирования УУД через оптимальную структуру основного и дополнительного образования); расширения возможностей для участия школьников в олимпиадах различного уровня, творческих выставках, различных конкурсах.
Задачи: 2. Внедрение в образовательный процесс технологий, в том числе на основе ИКТ, обеспечивающих формирование высокого уровня познавательной активности, самостоятельности мышления и творчества. 3. Совершенствование психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающего: мониторинг влияния образовательной среды начальной школы на творческую реализацию и развитие личности; взаимодействие семьи и школы; создание мотивационной среды образования и духовно-нравственного развития личности
Подходы к реализации проекта Разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания, развития детей, ориентированных на реализацию требований ФГОС. Внедрение новых диагностик способностей и склонностей детей. Создание обучающимся условий для использования ресурсов дополнительного образования. Включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность средствами внеурочной работы. Использование оптимальных педагогических технологий (в том числе ИКТ), обеспечивающих самостоятельность, активность и продуктивность учебной деятельности обучающихся. Формирование образовательной среды, удовлетворяющей условиям безопасности, комфортности и здоровьесбережению. Реализация принципов кадровой политики школы.
Направления проектной деятельности 1. Создание среды интеллектуальное и духовно-нравственное развитие безопасность, здоровьесбережение, комфортность 2. Интеграция основного и дополнительного образования БУП Расширение внеурочной деятельности 3. Психолого-педагогическая сопровождение диагностика и мониторинг развития творческих способностей деловые игры и тренинги взаимодействие с семьей 4. Совершенствование инфраструктуры информатизация (внедрение ИКТ во все сферы деятельности) материально-техническая база лаборатория (технического творчества) библиотечный фонд 5. Реализация кадровой политики внутрифирменное повышение квалификации, политика трансляции информации, ценностей и целей ФГОС политика мотивации
Планируемое использование оборудования Наименова- ние Учитель (кабинет) Задачи Учебно-лабораторное оборудование Комплект цифрового оборудования по естествознанию Маврина Ю.А. первая квалификационная категория (каб.27) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации в открытом информационном пространстве; Комплект для конструирования и моделирования Васильева Н.А., высшая квалификационная категория (каб.24) развивать умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. Лингафонный кабинет Машевская И.В. высшая квалификационная категория (каб.31) приобретение начальных навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
Наименова- ние Учитель (кабинет) Задачи Компьютерное оборудование Мобильный компьютерный класс для начальной школы с комплектом программного обеспечения Все учителя начальной школы приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности; овладение специфическими формами художественной деятельности, базирующимися на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественно- конструкторских задач. Комплект для оснащения рабочего места учителя Все учителя начальной школы повышение ИКТ-компетенции учителей, внедрение ИКТ-технологий в ОП проведение дистанционного обучения Комплект для оснащения медиатеки Библиотека работа с медиатекой (использование сетевых версий программ); Видеоконференц- связь (или ноутбуки для учителей) Актовый зал (кабинет информатики) проведение вебинаров, сетевое взаимодействие
Ожидаемые результаты реализации проекта повышение качества образования и воспитания школьников; создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся; создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов в целях реализации ФГОС НОО; создание и внедрение ЦОР и дидактических материалов нового поколения, в том числе на основе ИКТ; повышение ИКТ-компетенции администрации, учителей и учащихся; повышение качества социализации и духовно-нравственного развития личности в рамках школьной программы «Человек- Патриот-Гражданин»; формирование банка методик диагностики личностного развития детей; создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; развитие действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности в школе (внедрение ИКТ во все сферы деятельности); создание условий для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.
Ресурсное обеспечение 1. Микросреда Краткая характеристика начальной школы ОУ Ресурсное обеспечение (кадровое, материально- техническая база) Результативность деятельности Востребованность потребителями образовательных услуг 2. Макросреда Внешнее окружение Партнерство
Потенциал начальной школы Количество классов начальной школы Учебный год Количество классов начальной школы ФГОС НОО 2011 / /
Потенциал начальной школы Востребованность
Потенциал начальной школы Инфраструктура: 10 учебных кабинетов; 2 компьютерных класса, частично используемые на занятиях в начальной школе; школьная медиатека; 4 кабинета-лаборатории по физике, химии, биологии, используемые во внеурочной деятельности; локальная сеть с выходом в Интернет; комплекс «Интерактивная электронная система»; 3 ПК, 1 ноутбук, 1 мультимедиапроектор; библиотека, медицинский кабинет, столовая, туалеты, соответствуют современным требованиям СанПин; спортивный и тренажерный залы, пришкольный стадион.
Потенциал начальной школы Кадровые ресурсы: Из 20 учителей начальной школы: первая и высшая квалификационная категория - 16 учителей (80%) ; высшее специальное образование - 90% учителей, среднее специальное – 10%учителей; педагогический стаж до 10 лет – 10%учителей, до 25 лет – 70%учителей. Награды: Почетный работник общего образования РФ – 1 учитель Отличник народного образования – 1 учитель Знак «За добросовестный труд» - 4 учителя
Потенциал начальной школы Название курса Кол-во Курсы АППО Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения 1 Формы и методы воспитания в ГПД 2 Модернизация начального образования: введение и реализация стандартов второго поколения. 1 Курсы ИМЦ Идеология и стратегия внедрения новых образовательных стандартов 1 2 Технология развития информационно- интеллектуальной компетентности в начальной школе 1 Педагогическое проектирование 1 Литературное образование и развитие младших школьников 1 2 Технология ведения электронного дневника для работников государственных общеобразовательных учреждений 2
Структурные подразделения ОУ Опытно-экспериментальная площадка по теме «Формирование метапредметных (ключевых) компетенций в процессе интеграции базового и дополнительного образования» В целях реализации проекта школе функционируют: НМС школы Служба методического сопровождения Методические объединения учителей и классных руководителей начальных классов; Проблемные микрогруппы Школьные команды Социальный педагог ОУ (с привлечением специалистов ЦПМСС и логопункта ОУ 285) Заместитель директора по научной работе, методист Научный руководитель: С.В.Федоров, кандидат педагог. наук, доцент кафедры филологического образования СПбАППО
Партнерские связи Наименование учреждения Направления деятельности Школы района:Сетевое взаимодействие (678, 414, 285, 385, 352) ЦРБ «Радуга»Лекции, уроки библиографии, встречи ЦПМССКонсультирование, тренинги, проведение диагностики СПбАППО, РЦОКОиИТ, ИМЦ Курсы, консультации, конкурсы, конференции, вебинары, аттестация, педагогическая квалиметрия, олимпиады РГПУ им. ГерценаСетевое взаимодействие с университетским образовательным округом Пед. колледж 1Договор о взаимном сотрудничестве ГУ «Контакт»Социально-педагогическое сопровождение МО «Константи- новское» Общественная экспертиза качества образования ДДТРеализация районной программы воспитания ПланетарийПознавательные развивающие программы Театры, музейные комплексы Познавательные развивающие программы Совет ветерановВстречи, уроки Мужества, исследовательская и музейная деятельность
Взаимодействие с родительской общественностью Родительская конференция Родительский комитет школы Совет по профилактике Совет отцов Родительские комитеты классов Проблемные творческие коллективы родителей
Критерии и показатели эффективности реализации проекта 1. Результаты учебной деятельности результаты итоговой аттестации; результаты независимой экспертизы качества знаний учащихся; результативность участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах; % учащихся занятых проектно-исследовательской деятельностью; соответствие модели выпускника школы. 2. Результаты педагогических наблюдений (анализ развития психических процессов - внимание, память, мышление; особенности межличностных отношений; показатели развития творческого потенциала и уровня креативности) 3. Результат субъективной оценки потребителей услуг результативность урочной и внеурочной деятельности деятельность школы по созданию современной инфраструктуры 4.Эффективность взаимодействия «Учитель – ученик», «Ученик- ученик» 5. Результативность воспитательной работы 6. Состояние социально-психологической атмосферы 7. Динамика сохранности контингента учащихся 8. Динамика показателей состояния здоровья обучающихся 9. Реализация кадровой политики
Оценка качества работы школы по результатам анкетирования родителей: по качеству преподавания, общей культуры и компетентности педагогических кадров; по отношению к ребенку со стороны учителя и одноклассников, комфортности психологического климата в школе и классе; по уровню дисциплины и безопасности условий пребывания в школе для жизни и здоровья ребенка; по наличию условий для дополнительного образования; по созданию условий для развития и воспитания; по организации питания.
Механизм принятия управленческих решений Административный совет, НМС, Педагогический совет Разработка решения, проведение и анализ мониторинга Корректировка плана проекта и выдача рекомендаций Проблемные микрогруппы, Школьные команды, МО
Механизм принятия управленческих решений Разработка решения о ходе реализации проекта Выявление проблемных зон Прогнозирование Проведение мониторинговых исследований Анализ полученных результатов Проведение дополнительных исследований Управленческие решения по данным мониторинга Разработка стратегии реализации проекта Разработка плана мероприятий Корректировка плана проекта и выдача рекомендаций Знакомство учащихся, родителей, членов педагогического сообщества с результатами мониторинга с помощью сайта школы
Направления мониторинга Объекты контроля: Участники ОП ; Условия образовательной микро- и макросреды; Методическое обеспечение процесса внедрения ФГОС НОО. Предметы контроля Соответствие работы основным направлениям проекта; Полнота реализации плана проекта; Достигнутые результаты: - уровень сформированности УУД; - динамика развития личностных качеств ; -мотивация и ее изменение -уровень творческой самореализации; - уровень удовлетворённости участников образовательного процесса. Фиксация результатов диагностики: Технологические карты (уровень сформированности УУД) Портфолио (ученика, учителя, класса) Сравнительные исследования динамики
Система информационного сопровождения Официальный школьный сайт: school242f-m.ru Средства массовой информации: газеты «Красносельский район», «Мой район», «Муниципальный вестник» внутренняя информационная реклама (стенды) Школьная научно-практическая конференция Школьная газета «Филин» Программа «Школьный радиовестник» Публичный отчёт директора перед родительской общественностью; мероприятия различных уровней (семинары, конференции, собрание родительской общественности, педсоветы, круглые столы и т.д.); районное кабельное телевидение; общественная экспертиза инновационной деятельности.
Материалы к презентации: SWOT-анализ План реализации проекта Планируемое использование выделенной субсидии
Спасибо за внимание!