Система зачетов по физике как средство диагностирования уровня обученности учащихся и повышения качества знаний Учитель высшей квалификационной категории Соколова Валентина Степановна
Зачетная книжка по физике ученика (цы) _________________________ ______ класса средней общеобразовательной русско-татарской школы 23
Задачи современной школы Перед современным педагогом встает сложная задача формирования творческой конкурентно способной личности учащегося. Такая личность должна обладать многими качествами, высоким уровнем интеллекта, психического, духовного и нравственного развития. Задача педагога: создать среду, влияющую на разные стороны личности, т. е. условия: для появления у учащихся мотива к личностному росту, для приобретения учащимися навыков мышления, приемов познания и исследования мира, процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др., для реализации «Я – концепции».
Зачетная система контроля знаний учащихся Зачетная система представляет сочетание текущей проверки знаний, умений и навыков каждого ученика класса с зачетом по основным темам курса физики. Зачет, являясь основной частью зачетной системы, проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся.
Формы и виды зачетов По форме проведения зачеты можно разделить на: письменные, устные, комбинированные. Индивидуальный устный зачет выявляет: - Уровень усвоения учебного материала; - умение оперировать знаниями; - степень рациональности и богатства мышления учащихся; - грамотность речи обучаемых.
Устный зачет учит: Вести различные формы рассказа; Ставить вопрос; Развивать воображение и фантазию, как составляющие любую творческую деятельность; Анализировать; Сопоставлять; Выделять главное в тексте; Синтезировать; Классифицировать; Устанавливать связи и выяснять условия существования.
Зачет по СТО (специальной теории относительности) Учащимся после ответов на конкретные вопросы (их 15, они разделены на 5 вариантов) предлагается выдвинуть гипотезу: о происхождении черной дыры, о прогнозе изменения климата Земли в связи с усилением (ослаблением) излучения Солнца, или сочинить сказку о полете в ракете с релятивистской скоростью.
Тематические зачеты Из сильных учащихся создается группа экзаменаторов. «Специалистов» каждого профиля (по теории и по задачам) должно быть не менее четырех человек. Они тщательно повторяют «свой» материал, чтобы быть готовым выслушать ответ одноклассника и правильно оценить его. Готовят также несколько дополнительных вопросов, чтобы задать их в случае необходимости.
Письменный зачет Предварительно ученики получают задание: каждый должен подготовить карточку-билет для зачетной письменной работы. В карточку включить 5 заданий разного вида. Вид выбирают из следующего набора: теория, смысл физического понятия, качественный вопрос: «Почему...?», расчетная задача, описать опыт, найти ошибку, выполнить тест, записать и прокомментировать формулу или рисунок. Содержание каждый подбирает сам: отыскивает в учебниках, придумывает. Карточки сдают на просмотр и корректировку учителю. Педагог их оценивает, потом по лучшим проводит контрольную работу, стремясь к тому, чтобы задание не попало его автору. Иногда задание для письменного зачета предлагаю сама из 4 – 5 заданий (вопросы, задачи).
Преимущества зачетной системы Все виды зачетов ведут к тому, что ученики, зная неотвратимость обязательного ответа на основные понятия каждой темы, привыкают диагностировать и систематизировать свои знания. Чаще повторяют пройденное. Готовясь к зачету, учащиеся выполняют творческие задания, что делает обучение развивающим. Все это активизирует процесс обучения, мыслительную деятельность учеников, что в свою очередь ведет к повышению качества знаний.