Жила Наталья Петровна, учитель физики МОУ СОШ 29
Профильное обучение ставит основные цели: - обеспечение углубленного изучения предмета; - обеспечение углубленного изучения предмета; - создание условия для существенной дифференциации содержания обучения; - создание условия для существенной дифференциации содержания обучения; - расширение возможности социализации учащихся, боле эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ. - расширение возможности социализации учащихся, боле эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ.
Курс физики 7-9 классов для достижения целей: - освоения знаниями; - освоения знаниями; - овладения умениями; - овладения умениями; - развития познавательных интересов; - развития познавательных интересов; - использования полученных знаний и умений; - использования полученных знаний и умений; - воспитательной - воспитательной
Использует основные направления: - обучение учащихся способами получения информации из разных источников (учебник, опыты, эксперименты, наблюдения); - обучение учащихся способами получения информации из разных источников (учебник, опыты, эксперименты, наблюдения); - обучение передачи информации из одного способа представления в другие; - обучение передачи информации из одного способа представления в другие; - обучение систематизации и обобщение знаний; - обучение систематизации и обобщение знаний; - обучение применению полученных знаний (в том числе и для решения качественных и количественных задач) - обучение применению полученных знаний (в том числе и для решения качественных и количественных задач)
При обучении физике кл. физико- математического профиля необходимо научить проводить известные мыслительные операции на абстрактном, а не только на конкретном уровне, т.е. учить: - умению перехода от физических явлений к их моделям (т.е. изучение основ физических теорий); - умению перехода от физических явлений к их моделям (т.е. изучение основ физических теорий); - учить формулировать выводы, следствия; - учить формулировать выводы, следствия; - обучать составлению алгоритмов решения задач. - обучать составлению алгоритмов решения задач.
Схема процесса обучения: а) актуализация ранее изученной темы (модульное обучение); а) актуализация ранее изученной темы (модульное обучение); б) выделение цели изучаемой темы; б) выделение цели изучаемой темы; в) получение новых знаний (используя выводы, следствия) путем решении физических задач; в) получение новых знаний (используя выводы, следствия) путем решении физических задач; г) выделение и обобщение основных гипотез, принципов, понятий изучаемого материала. г) выделение и обобщение основных гипотез, принципов, понятий изучаемого материала.
Схема этой последовательности используется при помощи различных методических технологий - лекционная; - лекционная; - модульная; - модульная; - блочная; - блочная; - модульно-блочная; - модульно-блочная; - проблемная; - проблемная; - работа с учебником. - работа с учебником.
Проблема повышения эффективности урока (т.к. именно на нем решаются главные задачи обучения и воспитания) решается: - увеличением веса самостоятельной учебной работой учащихся; - увеличением веса самостоятельной учебной работой учащихся; - расширением тематического диапазона каждого занятия (т.к. дробление учебной темы и изучение ее по частям на отдельных уроках не всегда оправдано). - расширением тематического диапазона каждого занятия (т.к. дробление учебной темы и изучение ее по частям на отдельных уроках не всегда оправдано).
Темы даю блоками, объединяющими несколько вопросов, рассчитанными на 5-7 часов. Темы даю блоками, объединяющими несколько вопросов, рассчитанными на 5-7 часов. Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, каждый раз подходя к нему по-новому и глубже. Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, каждый раз подходя к нему по-новому и глубже.
Хочу предложить один из вариантов такой системы преподавания. Этапность проведения уроков: Лекция (объяснение содержания в целом: разъяснение основного, главного) Лекция (объяснение содержания в целом: разъяснение основного, главного) Серия семинарских занятий (число зависит от сложности и объема изучаемой темы) с использованием учебника, ответы на вопросы, выполнение упражнений, закрепляющих полученные знания. Серия семинарских занятий (число зависит от сложности и объема изучаемой темы) с использованием учебника, ответы на вопросы, выполнение упражнений, закрепляющих полученные знания. Решение задач по теме (цель этапа – углубление и развитие знаний). Решение задач по теме (цель этапа – углубление и развитие знаний). Лабораторный практикум (уроки формирования экспериментальных умений и навыков) Лабораторный практикум (уроки формирования экспериментальных умений и навыков) Урок – обобщения. Урок – обобщения. Зачет (на нем проверяется усвоение учебного материала). Зачет (на нем проверяется усвоение учебного материала). Проводится: а) по теории Проводится: а) по теории б) по решению задач. б) по решению задач.
При планировании темы на блоки определяю прежде всего, какие новые знания и умения должны получить учащиеся, какие воспитательные задачи необходимо решить. Свою методику покажу на примере темы Х класса «Механика», количество часов по тематическому планированию: При планировании темы на блоки определяю прежде всего, какие новые знания и умения должны получить учащиеся, какие воспитательные задачи необходимо решить. Свою методику покажу на примере темы Х класса «Механика», количество часов по тематическому планированию: - кинематика 17ч.+1ч.из резервного времени; - кинематика 17ч.+1ч.из резервного времени; - динамика 13ч.+1ч. лабораторная работа. - динамика 13ч.+1ч. лабораторная работа. Учебник «Физика-10» под редакцией А.А. Пинского, авторы О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др. Учебник «Физика-10» под редакцией А.А. Пинского, авторы О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др.
Затем приступаю к распределению учебного материала по блокам и типам уроков. Кинематика – 18 ч. Динамика – 14 ч. Формы занятий, количество часов Лекц ия Семинарс кие занятия Решени е задач Лабор ат. работа Провероч ная/ самостоят. работа Конт р. рабо та Заче т Кинемати ка 34801/11 Динамика
Кинематика: Блок 1 Тема: Механическое движение и способы его описания. Материальная точка. Траектория, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение. Относительная скорость. Принцип относительности в механике. Уравнения прямолинейного движения. урока Форма занятийОсновной материал 1ЛекцияПо теме 2, 3Семинарские занятияКоординатный, векторный способ описания движения, нормальное и тангенциальное ускорение, графики 4, 5, 6Решение задачПо вопросам механического движения принципа относительности, связи угла наклона графика координат со скоростью 7Контроль знаний (С/р)По теме
Блок 2 Тема: Движение по окружности. Центростремительное ускорение. Линейная скорость. Угловая скорость. Основная задача кинематики. Инвариантные и относительные величины в кинематике. урокаФорма занятия 1Лекция 2Семинар 3, 4Решение задач 5Проверочная работа
Блок 3 Тема: Свободное падение тел. Одномерное движение в поле силы тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. урокаФорма занятий 1Лекция 2Семинарские занятия 3, 4Решение задач 5Урок – обобщения 6Контрольная работа
Динамика: Блок 1 Тема: Основные понятия и законы динамики. Первый закон Ньютона. Масса. Инерциальные системы отсчета. Сила. Деформация и силы упругости. Силы трения. Сложение сил. Второй и третий законы Ньютона. Границы применимости законов Ньютона. урока Форма занятия 1Лекция 2, 3Семинарские занятия 4, 5, 6Решения задач (с практическим заданием по силе упругости и силе трения) 7Лабораторная работа
Блок 2 Тема: Прямая и обратная задача механики. Закон всемирного тяготения. Принцип относительности Галилея. Вес, невесомость, перегрузка. урокаФорма занятий 1Лекция 2Семинар 3, 4Решение задач 5Урок обобщения 6, 7Зачет
Основы молекулярно-кинетической теории. Количество часов по тематическому планированию: 28ч.+2ч. практических работ. Учебник «Физика-10» под редакцией А.А. Пинского, авторы О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др. Формы занятий, количество часов лекции Семина рские занятия Реше ние задач Лаборат работа Провероч ная/ Самост. работа Конт рабо та Зачет Осно вы МКТ К
урока Форма занятийОсновной материал 1ЛекцияПо теме 2, 5 Семинарские занятия Эксперименты, лежащие в основе МКТ, опыты Штерна, реальность микромира, способы измерения температуры, шкала температур. 3, 4, 6Решение задач Определение макро, микроскопических параметров молекул, давление, скорость энергия молекул. 7Контроль знаний (С/р) По теме Блок 1 Тема : Атомы и молекулы. Массы и размеры молекул. Основные положения МКТ. Идеальный газ. Температура и способы её измерения.
урока Форма занятийОсновной материал 1, 2ЛекцияПо теме 3, 4Семинарские занятия Описание состояния термодинамической системы данной массы газа. Таблица изопроцессов. Модель реального газа. 5, 6, 7, 9 Решение задачГазовые законы, графики изопроцессов. 8Практическая работаИзучение изобарного процесса 7Контроль знаний (С/р)По теме Блок 2 Тема: Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в газах. Реальные газы.
урока Форма занятийОсновной материал 1, 7ЛекцияПо теме 2, 3, 8Семинарские занятия Фазовый переход, влажность. Модель строения жидкости, поверхностное натяжение. Собственная форма жидкости, явления смачивания, несмачивания, капиллярные явления. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Жидкие кристаллы. 4, 5, 6, 9, 11 Решение задач Влажность воздуха. Капиллярные явления. Механические свойства твердых тел. 10Практическая работаУпругость, закон Гука. 12, 13Контроль знаний (С/р)По теме Блок 3 Тема: Агрегатные состояния и фазовые переходы. Испарения, конденсация. Кипение. Насыщенные ненасыщенные пары. Свойства поверхности жидкости. Капиллярные явления. Кристаллические тела. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Получение и применение кристаллов. Жидкие кристаллы.
Еще раз назову положительные стороны преподавания физики по данной системе: все ученики работают на уроке, осуществляется многократная проработка изучаемой темы, четкая организация деятельности учащихся, большой удельный вес самостоятельной работы учеников с учебником. Еще раз назову положительные стороны преподавания физики по данной системе: все ученики работают на уроке, осуществляется многократная проработка изучаемой темы, четкая организация деятельности учащихся, большой удельный вес самостоятельной работы учеников с учебником.