5 КЛАСС РАЗДЕЛ « ЛЕКСИКА » П Л А Н Р А Б О Т Ы: ТЕОРИЯ: - что такое омонимы - как различать омонимы и многозначные слова - работа со словарем ПРАКТИКА:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ, НО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ.
Advertisements

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Омонимы
5 КЛАСС РАЗДЕЛ « ЛЕКСИКА » Омонимы Омонимы (греч. homōnyma, от homós одинаковый и ónyma имя), одинаково звучащие единицы языка, в значении которых (в.
Повторение изученного, проверка домашнего задания - Что называют лексикой? - Лексиконом? -Какие слова мы называем многозначными? -Как вы понимаете термин.
Составлена учителем русского языка и литературы МОУ «Лицей 8» г. Тихвина Жевнеровой Светланой Александровной.
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах. ЗАДАЧИ: развитие умения формулировать определение понятий; формировать умения работы со словарями; научить.
МБОУ «Будницкая ОШ» Подготовила Сергеева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы 2014.
ОМОНИМЫ Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:
1) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, - это …. 2) Главный смысл слова, о котором мы думаем, когда его произносим, - это … 3) Слова,
Понятие о омонимах
Тема занятия 2: «Омонимия». Цель занятия: Познакомиться с разновидностями омонимов.
Лексика. Повторение. Русский язык. 5 класс Учитель: Никонова Е.Н. Школа 121 г. Красноярска.
Одинаковые, но разные…. Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»? Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова? Шёл я с сумкой.
УРОК ПО ПРЕДМЕТУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (ОБОБЩЕНИЕ). УЧИТЕЛЬ: ГАВРИШ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА.
. Тема: «ОМОНИМЫ» Цели: 1.Дать определение омонимов; 2.Развивать умение находить омонимы в тексте ; 3.Формировать умение использовать омонимы в устной.
Слова похожие, но разные Омонимы Омографы Омофоны Омоформы Выполнила: Минина Эвелина.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Омонимы 5 класс презентация
Презентация по русскому языку Омонимы русского языка Выполнила ученица 5 «А» класса Школы 25 Уланова Анна.
Почему слово капитан расположено между двумя рисунками слева, а рисунки справа имеют каждый свою подпись? капитан кран¹ кран².
Выполнила ученица 3«А» Рощектаева Дарья. Омонимы слова, совпадающие по звучанию и по написанию, но различные по значению. Омоним – слово однозвучное с.
Транксрипт:

5 КЛАСС РАЗДЕЛ « ЛЕКСИКА »

П Л А Н Р А Б О Т Ы: ТЕОРИЯ: - что такое омонимы - как различать омонимы и многозначные слова - работа со словарем ПРАКТИКА: - задания и упражнения

О м о н и м ы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Л У К - огородное растение (сущ.) - оружие, спортивный снаряд К О С И Т Ь - отклоняться от прямого (глаг.) направления - срезать косой, или косилкой, или комбайном

СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ, НО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ

С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка ВАЛ-1, -а, мн. -ы, -ов, м. 1. Длинная земляная насыпь. Крепостной в. 2. Очень высокая волна. Пенятся валы. Девятый в. (самая сильная и бурная волна, по старинным представлениям, роковая для мореплавателей). ВАЛ-2, -а, мм. -ы, -ов, м. В механизмах: стержень, вращающийся на опорах и передающий движение другим частям механизма. ВАЛ-3, -а, м. В экономике: общий объем продукции в стоимостном выражении, произведенной за какой-н. определенный период. Выполнить план по валу.

Задание 1. Найдите омонимы. горький лук – лук охотника; подземный ключ – ключ от входной двери; кисть рябины – кисть для рисования: шуба из норки – мышиные норки Какая пара лишняя? Почему?

УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ОМОНИМЫ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА ! О М О Н И М Ы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Язык – словесная речь человека, словесное средство человеческого общения. Язык – народ, нация. Язык – пленный, от которого можно получить нужные сведения.

М Н О Г О З Н А Ч Н Ы Е С Л О В А – слова, имеющие несколько значений, значения связаны между собой. Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи. Язык в колоколе – металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

Р А Б О Т А С О С Л О В А Р Е М К Л Ю Ч 1 – 1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. 2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь. 3. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь. 4. Знак в начале нотной строки, определяю- щий значение нот. К Л Ю Ч 2 - Бьющий из земли источник, родник.

Сходства-отличия омонимов и многозначных слов СХОДСТВО Пишутся одинаково ОТЛИЧИЕ Многозначные Омонимы имеют абсолютно общее в ЛЗ разные ЛЗ (по форме, цвету, характеру, дейст- вию )

П О Т Р Е Н И Р У Е М С Я? НА ЗАГАДКУ ДАЙ ОТГАДКУ 1. Я все то, что есть на свете, Все народы на планете, Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. 2. Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Еще есть и тезка мой: Редкостный зверек пушной. 3. Вот слово. Для решенья В нем отыщите два значенья: Одно лепечет на поляне, шумит в лесу и на лугу. Другое улеглось в кармане и там все время ни гугу.

Сгруппируйте и запишите пары словосочетаний, содержащие: 1) омонимы-существительные, 2) омонимы-глаголы Осенний лист – больничный лист, мешать работе – мешать ложкой, зеленый лук – тугой лук, топить печь – топить корабль. Составьте словосочетание с омонимами мир- мир, используя следующие слова: прочный, звездный, животный, заключить, чемпионат, духовный.

Задание. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы. Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль не нужно. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.

проверка задания Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль не нужно. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете. Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)

ВИДЫ ОМОНИМОВ Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению. Частичные омонимы: - ОМОФОНЫ - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. - ОМОГРАФЫ - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении). - ОМОФОРМЫ - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.

Загадка 1 Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской.

Отгадка – коса

Загадка 2 Я сборник карт; от ударения Зависит два моих значения; Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я.

Отгадка – атлас

Загадка 3 Я травянистое растение С цветком различного цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету.

Отгадка – ирис

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Найти в толковом словаре омонимы, составить предложения; Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения.