Направление стратегии «Открытая школа»: переход от философии «Школа для всех» к философии «Школа для каждого»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой Почему? Для кого? Адресная группа: ученики начальной школы со 2 по 4 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Непрерывность процесса освоения культурного наследия Формирование «Человека культуры», способного к культурной самоидентификации и культурной рефлексии Сотрудничество и соединение культурного потенциала трех социальных институтов: Семья, Школа и Музей.
Целевая установка: Чтобы помочь ребенку освоить мир семейных ценностей, осознать роль и место семьи в жизни человека, расширить его представление о семейных устоях и традициях и приобщить к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции музеев. С какой целью?
Новое образовательное сообщество Школа МузейСемья Как? Семья и Музей, как социокультурные институты, формируют открытое образовательное пространство
Вариант 1. Проведение отдельных циклов занятий, связанных с посещением музеев Вариант 2. Частичная реализация культурно- образовательной программы (одного из ее блоков) Вариант 3. Полноценная реализация программы на всех ступенях начальной школы. Вариант 4. Адаптация программы к условиям образователь- ных учреждений
Коммуникативная Социокультурная Поисковая Межкультурная Информационная Образовательная программа на основе ФГОС Программа Развития школы Для чего?
формирование исследовательских умений развитие визуальной грамотности. становление способности «читать» разнообразные культурные тексты. развитие коммуникативной культуры
Подготовка к посещению музея: изыскания, связанные с историей и традициями собственной семьи 2. Музейное занятие разрабатывается музейными сотрудниками и проводится на экспозиции музеев 3. Рефлексия – подведение итогов музейно-педагогических занятий и создание продукта, позволяющего учащимся осмыслить культурные тексты и применить приобретенные умения в собственной деятельности.
Методическое обеспечение Информационные ресурсы Материально-технические ресурсы Кадровые ресурсы Организационно-педагогические ресурсы
Тематические блоки Семейные реликвии Семейные традиции Семейные праздники Возрастная ступень 2 класс 3 класс 4 класс
Подготовка к музею (занятия в школе) Музей Заключительные уроки (занятия в школе) Мир семьи в прошлом и настоящем… Дом для большой семьи (Александрия, Коттедж) «О чём рассказали старые фотографии…» Семейная реликвия: что это такое? «И никогда не оборвётся веков связующая нить…» Где живут реликвии? (мир дома и мир музея) (возможно проведение занятия музейным сотрудником) Тайны и загадки музейных реликвий (история музейных вещей) (Ораниенбаум, Дворец Петра III) «Гостиная для большой семьи» «Семейная реликвия» Как вещи попадают в музей? (хранители реликвий – хранители памяти) Музейный предмет как свидетель истории Жизнь вещей (Петергоф. Особая кладовая.) Минипроект «Выставка одной вещи». Что?
Организация Содержание Цели и задачи Предварительное занятие Занятие в музее Рефлексия. Занятие после посещения Каким образом?
Занятие, вводящее в тему, подготавливающее к восприятию материала во время будущего музейного посещения Занятие в музее, проводимое музейным работником Занятия после музея, которое позволяет не только обобщить и переосмыслить приобретенный в музее опыт и использовать его для создания творческого продукта
Занятие, вводящее в тему, подготавливающее к восприятию материала во время будущего музейного посещения Занятие в музее, проводимое музейным работником Занятия после музея, которое позволяет не только обобщить и переосмыслить приобретенный в музее опыт и использовать его для создания творческого продукта
Занятие, вводящее в тему, подготавливающее к восприятию материала во время будущего музейного посещения Занятие в музее, проводимое музейным работником Занятия после музея, которое позволяет не только обобщить и переосмыслить приобретенный в музее опыт и использовать его для создания творческого продукта
Занятие, вводящее в тему, подготавливающее к восприятию материала во время будущего музейного посещения Занятие в музее, проводимое музейным работником Занятия после музея, которое позволяет не только обобщить и переосмыслить приобретенный в музее опыт и использовать его для создания творческого продукта
расширение образовательного пространства развитие исследовательских навыков учащихся расширение кругозора учащихся
актуализация воспитательного потенциала семьи; возрождение традиций семейного воспитания; новые точки соприкосновения Семьи и Школы;
система абонементов; готовая система занятий, рассчитанных на возрастную группу начальной школы; заинтересованного зрителя
умение решать разнообразные проблемные задачи и ситуации в семье, умение читать тексты культуры способность к принятию самостоятельного решения усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций
Для Петергофа и Ломоносова это система занятий и абонементов. Для города Санкт-Петербурга – программа дополнительного образования «Мир семейного очага». Для других регионов страны программа легко трансформируется под местные культурные особенности. Возможно использование отдельных тем и блоков в плане внеклассной работы школы и класса. Для кого?