Дислексия – одна из причин школьных трудностей. Диагностика и комплексная помощь. Центр развития межличностных коммуникаций ( г.) Татьяна Андреевна Филиппова кандидат биологический наук, Директор Центра диагностики развития детей и подростков Института возрастной физиологии РАО
ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ (Learning disabilities) – комплекс проблем, возникающих у ребенка при систематическом обучении и приводящих к нарушениям в состоянии здоровья (физического, психического), нарушению психологической адаптации и снижению успешности обучения.
Причины школьных трудностей: Школьные трудности Экзогенные факторы Эндогенные факторы Смешанные факторы Социокультурные условия жизни и развития (социальная депривация, неадекватность требований) Экологические Педагогические (ШФР) Генетические Пре-перинатальная патология Отклонения в физическом и психическом здоровье Нарушения нейросенсор- ного развития Несформированность мозга (коры и регулятор- ных структур) Возрастная несформиро- ванность школьно- значимых познавательных функций
ВИДЫ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ -организация учебного и внеучебного процесса -соответствие методик и технологий обучения -адекватность требований -состояние здоровья (физического и психического) - стиль педагогических воздействий Связаны с возрастной несформи- рованностью или дефицитами развития познавательных функций -деятельность (внимание) -речь -моторика -зрительное, зрительно- пространственное восприятие -зрительно-моторные и слухо-моторные интеграции -вербально-логическое мышление -наглядно-образное мышление -память -интеллектуальное развитие -общий запас сведений КОМПЛЕКСНЫЕ (СМЕШАННЫЕ) Связаны со сниженной работоспо- собностью, повышенной утомляемостью, нарушениями организации деятельности
Виды ДИСЛЕКСИИ (Dyslexia) - комплексные трудности овладения чтением и письмом (письменной речью) при сохранном интеллекте Речевая ( Verbal dyslexia ) Зрительная ( Visual dyslexia ) Зрительно-моторная ( Visual-motor dyslexia) Дислексия развития ( Developmental dyslexia) ( связаны с несформированностью организации деятельности, внимания, памяти, речи, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций) Неспецифическая (связана со школьными факторами риска) Неспецифическая (связаны со шфр несформированностью организации деятельности, внимания, памяти) (Developmental dyslexia)
Схема диагностики школьных трудностей I этап – предварительный - определение характера школьных трудностей - учитель - родители II этап – диагностический : - психолог ( диагностика личностного и познавательного развития) - логопед (диагностика речевого развития) - педагог (диагностика школьных трудностей, учебной и внеучебной нагрузки) - родители (анализ выполнения заданий и режима дня) - нейропсихолог - нейрофизиолог - психоневролог - педиатр - нейроэндокринолог III этап – выбор корректирующих мероприятий: - определение причин трудностей - выделение специфических и неспецифических трудностей - определение мер помощи - определение форм и характера взаимодействия специалистов и педагогов - определение форм и характера взаимодействия учителя и родителей
Работа ученика 3 класса (Димы Л.) Трудности отсутствуют
Работа ученика 3 класса(Димы Л.) Неспецифические трудности. Функциональное напряжение
Работа ученика 3 класса (Димы Л.) Неспецифические трудности. Функциональное напряжение
Работа ученика 3 класса (Димы Л.) Неспецифические трудности. Функциональное напряжение
II этап - диагностический I этап – предварительный Характер трудностей, обозначенных учителем – гиперактивный, проблемы с поведением ______________ III этап Комплексные трудности письма и чтения
Работа ученика 4 класса. Комплексные трудности. Замены: ж-з, н-т; пропуски гласных, пропуски слов.
Изложение ученика 7 класса Р. (2 апреля 2009 г.)
Контакты: тел. и факс (499) Электронный адрес: yandex.ru yandex.ru Спасибо за внимание!